ПРИНЯТО решением педагогического совета МАОУ СОШ № 12 протокол № 1 от 30 .08.2019
|
УТВЕРЖДАЮ: директор МАОУ СОШ №12 им. И.С. Лазаренко _______________ Е.А. Губина Приказ № от 02.09.2019г. |
АДАПТИРОВАННАЯ
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
обучающихся с ЗПР
(вариант 7.1)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №12
имени И.С. Лазаренко
Краснодарский край
Курганинский район
станица Михайловская
улица Октябрьская,79
Курганинский район
2019 год
СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ АООП НОО
1. Пояснительная записка ……………………………………………………………… 3
- 2.Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООПНОО 7
- 3.Система оценки достижения планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы начального | ||||
общего образования …………………………………………………………………… | 10 | |||
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ АООП НОО | ||||
1. | Программа формирования универсальных учебных действий …………........ | 12 | ||
1. | Рабочие программы учебных предметов, курсов …………………………......... | 12 | ||
3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся …… | 12 | |||
- 4.Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного 12
образа жизни……………………………………………………………………………….
5. | Программа коррекционной работы……………………………………………....... | 12 | ||
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ АООП НОО | ||||
1. | Учебный план начального общего образования ……………………………....... | 18 | ||
2. | План внеурочной деятельности …………………………………………………… | 18 | ||
3. | Календарный учебный график ……………………………………………………. | 19 | ||
4. | Системаусловийреализацииадаптированнойосновной | |||
общеобразовательной программы ………………………………………… | 19 | |||
ПРИЛОЖЕНИЯ | 21 | |||
Приложение 1. План реализации программы коррекционной работы | ||||
Приложение 2. План внеурочной деятельности на учебный год | ||||
Приложение 3. Рабочие программы курсов коррекционно-развивающей области | ||||
2
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ АООП НОО
1.Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее – АООП) начального общего образования (далее - НОО) обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) муниципального автономного общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы №12 ст.Михайловской имени И.С. Лазаренко (далее – Школа) определяет содержание и организацию образовательной деятельности обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений.
АООП НОО (вариант 7.1) Школы разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ,
- СанПиНами 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015),
- СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся
с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26,
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015,
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598,
- Уставом Школы,
- с учетом Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол 1/15 от 08.04.2015),
- с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол 4/15 от 22.12.2015).
АООП НОО (вариант 7.1) Школы представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим духовно-нравственное, социальное, интеллектуальное и общекультурное личностное направления развития обучающихся начального общего образования.
АООП НОО (вариант 7.1) предусматривает создание специальных условий обучения
и воспитания, позволяющих учитывать особенности психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивает коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
Цель АООП НОО (вариант 7.1) Школы: обеспечение достижения выпускником НОО планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант 7.1) на основе комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР.
Задачи, реализуемые на уровне НОО:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
3
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- формирование желания и основ умения учиться, способности к организации своей деятельности, выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей;
- создание условий для охраны и укрепления физического, психического здоровья обучающихся, формирование ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
- формирование опыта этически и экологически обоснованного поведения в природной и социальной среде, ценностного отношения к человеку, к природе, к миру, к знаниям, обучение навыкам общения и сотрудничества;
- обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
Помимо реализации общих задач на уровне НОО АООП НОО (вариант 7.1)
предусматривает решение специальных задач:
- своевременное выявление детей с трудностями адаптации, в обучении, обусловленными недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- определение особых образовательных потребностей детей;
- определение особенностей организации образовательной деятельности для рассматриваемой категории учащихся в соответствии с индивидуальными особенностями, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- коррекция индивидуальных недостатков развития, нормализация и совершенствование учебной деятельности, формирование общих способностей к учению;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи учащимся с учѐтом особенностей их психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, ИПР);
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации указанной категории обучающихся с ОВЗ;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) указанной категории обучающихся с ОВЗ;
- участие обучающихся, их родителей (законных представителей) в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.
В основу формирования АООП НОО (вариант 7.1) программы положены следующие принципы:
• общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
• учет типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
• коррекционная направленность образовательной деятельности;
• развивающая направленность образовательной деятельности, развитие личности и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей обучающегося;
• онтогенетический принцип;
• принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей обучающихся;
• принцип преемственности;
• принцип целостности содержания образования (в основе содержания образования не понятие предмета, а понятие предметной области);
• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с ЗПР всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
4
- переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
- принцип сотрудничества с семьей.
АООП НОО (вариант 7.1) разработана с учетом психолого-педагогической характеристики обучающихся с задержкой психического развития. Обучающиеся с ЗПР
— это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ТПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ОВЗ, неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития, нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребѐнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности; от обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
В основу реализации АООП НОО (вариант 7.1) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Деятельностный подход обеспечивает создание условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, успешного усвоения системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующем уровне, и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ (ЗПР). Выделяют общие образовательные потребности для всех обучающихся с ОВЗ и особые для обучающихся с ЗПР.
К общим образовательным потребностям разных категорий обучающихся с ОВЗ относятся:
- получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
- выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
- получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
5
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
- психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
- постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР:
- адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
- комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
- организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов
и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
- учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;
- профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
- постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;
- обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
- постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
- развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
6
- обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество
с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
АООП НОО (вариант 7.1) для обучающихся с ЗПР предусматривает различные варианты специального сопровождения обучающихся данной категории:
- обучение в коррекционном или общеобразовательном классе по АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант7.1);
- обучение по индивидуальным программам с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения;
- организация коррекционно-развивающих занятий педагогами, специалистами сопровождения Школы.
АООП НОО (вариант 7.1) содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть составляет 80%, часть, формируемая участниками образовательных отношений– 20% от общего объема Программы.
Школа знакомит родителей (законных представителей) обучающихся (участников образовательных отношений):
- с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в Школе;
- с их правами и обязанностями в части формирования и реализации АООП НОО, установленными законодательством Российской Федерации и Уставом Школы.
Нормативный срок освоения Адаптированной общеобразовательной программы составляет четыре года. Для обучающихся с ЗПР нормативный срок освоения программы может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями ПМПК).
- 2.Планируемые результаты освоения обучающимися
АООП НОО
Общая характеристика планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант 7.1) обучающихся с ЗПР (далее - Планируемые результаты) соответствует ООП НОО Школы.
Планируемые результаты освоения АООП НОО (вариант 7.1) дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.
Учебные программы, в которых устанавливаются планируемые результаты на уровне начального общего образования для обучающихся с ЗПР по АООП НОО (вариант 7.1), соответствуют ООП НОО Школы. В учебные программы, в которых устанавливаются планируемые результаты начального общего образования для обучающихся с ЗПР по АООП НОО (вариант 7.1), включаются программы курсов коррекционно-развивающей области.
Структура планируемых результатов АООП НОО (вариант 7.1) соответствует ООП НОО Школы.
Структура планируемых результатов АООП НОО (вариант 7.1) дополняется Планируемыми результатами, характеризующие личностное развитие обучающихся, коррекцию в психофизическом развитии:
- содержатся в программах курсов коррекционно-развивающей области,
- оцениваются в ходе мониторинговых процедур (стартовая, текущая, итоговая диагностика),
- объектом оценки является наличие положительной динамики преодоления отклонений развития.
7
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП НОО (вариант 7.1) соответствуют требованиям к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения ООП НОО Школы.
Планируемые результаты освоения обучающимися АООП НОО (вариант 7.1) дополняются требованиями к результатам освоения программы коррекционной работы (курсов коррекционно-развивающей области).
Результаты освоения программы коррекционной работы (коррекционно-развивающей
области) должны отражать сформированность социальных (жизненных)
компетенций в различных средах:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
- в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
- в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;
- в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
- в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся:
- в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей;
- в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие;
- в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности;
- в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;
- в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;
- в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность;
- в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе.
- овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:
- в расширении знаний правил коммуникации;
- в расширении и обогащении опыта коммуникации ребѐнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;
- в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
- в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
- в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
- в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
- в освоении культурных форм выражения своих чувств.
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:
- в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;
8
- в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;
- в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома
и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других.
- в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребѐнка;
- в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;
- в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;
- в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.
- в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;
- в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;
- в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
- в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
- в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;
- в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:
- в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;
- в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.
- в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
- в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
- в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;
- в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы должны отражать результаты специальной поддержки освоения АООП НОО (вариант 7.1):
- способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;
- способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы;
- способность к наблюдательности, умение замечать новое;
- овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;
- стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности;
- умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;
9
осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс
и результат деятельности;
- сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения АООП НОО предметные, метапредметные и личностные результаты;
- сформированные в соответствии АООП НОО универсальные учебные действия.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.
Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» АООП НОО (вариант 7.1), ее разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТкомпетентности обучающихся» соответствуют ООП НОО Школы.
Планируемые результаты освоения учебных программ АООП НОО (вариант 7.1) по учебным предметам соответствуют ООП НОО Школы.
- 3.Система оценки достижения планируемых результатов освоения
АООП НОО
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов АООП НОО вариант 7.1 (далее — Система оценки) соответствует ООП НОО.
Обучающиеся с ЗПР имеют право на специальные условия проведения оценки результатов освоения АООП НОО, что включают:
- особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
- привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
- присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
- адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся (упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления
ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами);
- при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);
- при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
- увеличение времени на выполнение заданий;
- возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
- недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант 7.1) предусматривает оценку достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы, обеспечивающих
10
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся, успешность в развитии различных видов деятельности.
Оценка результатов программы коррекционной работы представляет собой оценку достижения обучающимся Планируемых результатов программы коррекционной работы (курсов коррекционно-развивающей области).
Оценка достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы включает отслеживание индивидуального прогресса в достижении Планируемых результатов освоения программ НОО, оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы целесообразно осуществляется в соответствии со следующими принципами:
- дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
- динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся с ЗПР;
- единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность оценки.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы осуществляется:
- с помощью мониторинговых процедур (стартовая, текущая и финишная диагностика),
- метода экспертной оценки (заключения специалистов ШПМПк) на основе мнений группы специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ШПМПк), работающих с ребенком.
Объектом оценки результатов программы коррекционной работы служит достижение наличие положительной динамики в интегративных показателях, отражающих успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонения в развития.
В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы коррекционной работы обучающийся с согласия родителей (законных представителей) направляется на расширенное психолого-медико-педагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание программы коррекционной работы.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку.
11
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ АООП НОО
- Программа формирования универсальных учебных действийАООП
НОО обучающихся с ТНР (далее - Планируемые результаты) соответствует ООП НОО Школы.
- Рабочие программы учебных предметов, курсов, внеурочной
деятельностисоответствуют ООП НОО Школы.
- Программадуховно-нравственногоразвития,воспитания
обучающихсясоответствует ООП НОО Школы.
- Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизнисоответствует ООП НОО Школы.
- 5.Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы направлена на осуществление специальной поддержки (сопровождения) освоения АООП НОО (вариант 7.1) обучающимися с ЗПР.
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями:
- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ,
- СанПиНами 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015),
- СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся
с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26,
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015),
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598,
- Уставом Школы,
- а также с учетом опыта работы Школы по данной проблематике.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР посредством индивидуализации и дифференциации образовательной деятельности.
Программа коррекционной работы предусматривает различные варианты специального сопровождения детей с ЗПР:
- обучение в общеобразовательном классе по АОП;
- обучение по индивидуальным программам с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения;
- организация коррекционно-развивающих занятий педагогами, специалистами сопровождения Школы.
Программа коррекционной работы реализуется в ходе всего учебно-образовательного процесса:
12
- через содержание и организацию образовательной деятельности (индивидуальный
и дифференцированный подход, развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование ВПФ; развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими; обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению);
- в рамках внеурочной деятельности, курсов коррекционно-развивающей области в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (по оказанию коррекционной помощи в овладении базовым содержанием обучения; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование ВПФ; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекции нарушений устной речи, коррекции нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям);
- в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения
обучающихся; степень участия специалистов сопровождения Школы варьируется по необходимости.
Целью программы коррекционной работы является комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение процесса освоения АООП НОО (вариант 7.1) на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательной деятельности, позволяющего учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ (ЗПР), в том числе детей –инвалидов.
Задачи программы:
- своевременное выявление детей с ЗПР;
- определение особых образовательных потребностей детей с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом и речевом развитии;
- определение особенностей организации образовательной деятельности для рассматриваемой категории обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- создание условий, способствующих освоению категории обучающихся АООП НОО, их интеграции в Школе;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи категории обучающихся с учётом особенностей их психического, речевого и (или) физического развития, индивидуальных возможностей;
- организация индивидуально-ориентированного коррекционно-развивающего воздействия (занятий) по преодолению недостатков психического, речевого и (или) физического развития, оказанию помощи в освоении АООП НОО;
- разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости);
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
- Принцип соблюдения интересов обучающегося – специалист призван решать проблему обучающегося с максимальной пользой и в его интересах.
- Принцип системности - обеспечивает системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
то есть единство диагностики, коррекции и развития, а также взаимодействие и
согласованность действий специалистов в решении проблем обучающегося, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Принцип непрерывности - гарантирует обучающемуся и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения
13
подхода к её решению.
- Принцип вариативности - предполагает создание вариативных условий для получения образования обучающимися, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
- Принцип рекомендательного характера оказания помощи - обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в специальные (коррекционные) организации, осуществляющие образовательную деятельность (классы, группы).
Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется в соответствии с рекомендациями ПМПК. При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания АООП НОО педагоги, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, должны оперативно дополнить структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений. В случае нарастания значительных стойких затруднений в обучении, взаимодействии с учителями и обучающимися школы (класса) обучающийся с ЗПР направляется на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению.
Этапы реализации программы коррекционной работы:
- Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результат: оценка контингента обучающихся для учета особенностей развития детей, определение специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды на предмет соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы организации.
- Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результат: организация образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности, а также процесса специального сопровождения детей указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при целенаправленно созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
- Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результат: констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребенка.
- Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность).
Результат: внесение необходимых изменений в образовательную деятельность и процесс сопровождения детей указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.
Программа коррекционной работы Школы включает взаимосвязанные направления, которые отражают еѐ содержание:
- Øдиагностическая работа;
- Øкоррекционно-развивающая работа;
- Øконсультативная работа;
- Øинформационно-просветительская работа.
(План реализации программы коррекционной работы в Приложении 1.)
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление обучающихся с ЗПР, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях Школы.
14
Диагностическая работа включает:
- раннюю (с первых дней пребывания обучающегося в Школе) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
- комплексный сбор сведений об обучающемся на основании диагностической информации от специалистов Школы;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
- изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребѐнка;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации обучающегося указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребѐнка;
- анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь (поддержку) в освоении базового содержания образования и коррекции нарушений устной речи, коррекции и профилактике нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям, способствует формированию универсальных учебных действий у указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Коррекционно-развивающая работа включает:
- выбор оптимальных для развития указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с коррекционных программ/методик, методов и приѐмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организацию и проведение педагогами и специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения (согласно расписанию коррекционно-развивающих занятий специалистов);
- системное воздействие на учебно-познавательную деятельность обучающегося в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
- коррекцию и развитие высших психических функций;
- развитие эмоционально-волевой и личностной сфер указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и психокоррекцию его поведения;
- социальную защиту указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся, единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приѐмов работы с обучающимся;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приѐмов коррекционного обучения ребѐнка.
Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную
15
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории обучающихся, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация указанных направлений по системному сопровождению (специальной поддержке) указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Школе обеспечивается наличием в Школе специалистов разного профиля (педагогов-психологов, учитель-дефектолог, учителей-логопедов, социального педагога) и школьного психолого-медико-педагогического консилиума (далее – шПМПк), которые входят в его постоянный состав. Школьный ПМПк является основным механизмом взаимодействия специалистов. Персональный состав шПМПк ежегодно утверждается приказом директора Школы.
Основные требования к условиям реализации программы:
- Øпсихолого-педагогическое обеспечение;
- Øпрограммно-методическое обеспечение;
- Øкадровое обеспечение;
- Øматериально-техническое обеспечение.
Психолого-педагогическое обеспечение
- обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, ИПР;
- обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учѐт индивидуальных особенностей ребѐнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
- обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребѐнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приѐмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учѐтом специфики нарушения развития ребѐнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
- обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
- обеспечение участия указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития,
16
вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
- развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации Программы коррекционной работы используются:
- адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования,
- коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда,
- в случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану - использование адаптированных образовательных программ.
Кадровое обеспечение
Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую профессиональной подготовку.
В штатное расписание Школы введены ставки учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога. Уровень квалификации работников образовательного учреждения соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива Школы. Для этого обеспечено повышение квалификации работников образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей с ОВЗ.
Материально-техническое обеспечение Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащих
материально-технических условий для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здание и помещения Школы, организацию их пребывания, обучения в Школе (архитектурная среда для обучающихся с ОВЗ), также позволяющих обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды Школы:
- наличие кабинета для занятий с педагогом-психологом(1)
- наличие кабинета для логопедических занятий (2)
- наличие кабинета для занятий ритмикой (1)
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей,
имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
Планируемые результаты Программы коррекционной работы:
- Положительная динамика в освоении обучающимися базового уровня содержания образования – достижение личностных, метапредметных, предметных результатов АООП НОО.
- Максимально возможная коррекция недостатков физического и/или психического развития.
3.Социальная адаптация обучающихся.
17
Планируемые результаты Программы коррекционной работы конкретизируются в программах обязательных коррекционно-развивающих курсов. Рабочие программы курсов коррекционно-развивающих занятий АООП НОО вынесены в Приложение 3.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ АООП НОО
- 1.Учебный план АООП НОО
Учебный план АООП НОО вариант 7.1 (обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы) соответствуют ООП НОО школы.
- 1.План внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности АООП НОО (вариант 7.1) разработан на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ,
- СанПиНами 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015),
- СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся
с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26,
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015,
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598.
План внеурочной деятельности направлен на достижение обучающимися планируемых результатов освоения АООП начального общего образования и обеспечивает реализацию индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных представителей).
Реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность для обучающихся 1-4 классов организуется в объеме до 10 часов в неделю по следующим направлениям:
- спортивно-оздоровительное
- общекультурное
- общеинтеллектуальное
- духовно-нравственное
- социальное.
Для обучающихся с ЗПР обязательной частью внеурочной деятельности является коррекционно-развивающая область.
Коррекционно-развивающая область поддерживает процесс освоения содержания АООП НОО, обеспечивает коррекцию недостатков в развитии обучающихся. Часы, отводимые на коррекционно-развивающую область, включаются в часы, отводимые на внеурочную деятельность (в объеме не менее 5 часов), и являются обязательными.
18
Содержание коррекционно-развивающей работы определяется на основе рекомендаций ПМПК.ИРО Краснодарского края.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, включая коррекционно-развивающую область, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Чередование учебной и внеурочной деятельности, включая коррекционно-развивающую область, ООП НОО определяет Школа.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, включая коррекционно-развивающую область (до 10 часов в неделю), составляет до 1350 часов за четыре года обучения.
Распределение часов внеурочной деятельности по направлениям (включая коррекционно-развивающую область) с указанием формы организации, названия, количества часов на каждый класс на текущий учебный год в Приложении 2.
Рабочие программы курсов коррекционно-развивающих занятий АООП НОО вынесены в Приложение 3.
- 2.Календарный учебный график
Календарный учебный график соответствуют календарному учебному графику ООП НОО школы.
- 3.Система условий реализации АООП НОО
Нормативные условия
В рамках данного направления формируется банк нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.
Разработана и реализуется мониторинга метапредметных универсальных учебных действий (УУД) на уровне начального общего образования (данную работу проводит педагог-психолог совместно с учителями начальных классов).
Разработаны и реализуются рабочие программы на уровень обучения по учебным предметам, курсам внеурочной деятельности, курсам коррекционно-развивающей области.
Организационно-содержательные условия
В рамках ШМО учителей начальных классов на заседаниях рассматриваются различные вопросы реализации АООП НОО (вариант 7.1), работа по самообразованию педагогов планируется с учетом необходимости реализации коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса.
Проводятся школьные семинары для учителей начальных классов, в рамках которых учителя дают открытие уроки по разным учебным предметам с использованием личностно-ориентированного, деятельностного, дифференцированного подходов в обучении, ИКТ технологий.
Формируется электронная база методических материалов, виртуальный методический кабинет с рабочими программами на ступень обучения и календарно-тематическим планированием по учебным предметам, курсам внеурочной деятельности, курсам коррекционно-развивающей области.
Реализуется оптимизационная модель организации внеурочной деятельности. Данная модель наиболее соответствует возможностям школы: в ее реализации могут принимать участие все педагогические работники учреждения (учителя, учителя-логопеды, социальный педагог, педагог-психолог, воспитатель и др.), происходит оптимизация внутренних ресурсов школы.
Кадровые условия
Учителя начальной школы, учителя-предметники, специалисты имеют высшее профессиональное образование, планово поэтапно проходят курсовую переподготовку на базе ИОР.
19
Ежегодно организуется психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений на уровне начального общего образования в рамках школьного ПМПк, в постоянный состав которого входят учитель -логопеды, педагог-психолог, социальный педагог. Организовано взаимодействие со специалистами ПМПК (на договорной основе).
Материально-технического условия
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащих материально-технических условий для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здание и помещения Школы, организацию их пребывания, обучения в Школе (архитектурная среда для обучающихся с ОВЗ), также позволяющих обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды Школы:
- наличие кабинета для занятий с педагогом-психологом(1)
- наличие кабинета для логопедических занятий (2)
- наличие кабинета для занятий ритмикой (1)
Реализация АООП НОО требует обеспечение оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений в соответствии с Федеральными требованиями в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (приказ Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010г. №986).
Реализация данного направления определяет необходимость укомплектования начальной школы современным оборудованием, обеспечивающим возможность использования и создания информации, в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением (компьютер, проектор, интерактивная доска и т.п.), возможность осуществления информационного взаимодействия в локальных и глобальных сетях, доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам федеральных и региональных центрах информационно-образовательных ресурсов.
Поэтапно проводится оснащение подобным оборудованием кабинетов начальной школы. Интерактивными досками, оборудованы 17 кабинетов начальных классов ,оснащены ноутбуками или компьютерами 17 кабинетов, Все 17 кабинетов оборудованы какими-либоэлектронными средствами обучения, что составляет 100. Данное оборудование использовалось педагогами для учащихся 1-4-х классов для проведения уроков с применением образовательных ИКТ (использованием электронных приложений к учебникам, осуществления проектной деятельности и т.п.). Кабинет педагога-психолога оборудован компьютером, принтером. Все кабинеты начальных классов, специалистов оборудованы безопасным доступом в Интернет с целью использования электронных образовательных ресурсов федеральных и региональных центрах информационно-образовательных ресурсов.
Необходимо продолжить оборудование всех кабинетов начальной школы АРМУ.
Информационные условия
Особенности организации учебного процесса в классах АООП НОО размещаются на сайте Школы; рассматриваются в ежегодном публичном отчете Школы; являются обязательными вопросами на проводимых в течение года общешкольных родительских собраний для будущих первоклассников, а также на классных родительских собраниях.
20
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. | ||||||||
План реализации программы коррекционной работы | ||||||||
Цель | Содержание деятельности | Формы и методы | Сроки | Ответственный | ||||
работы | ||||||||
Диагностическое направление | ||||||||
Своевременное | Выявления обучающихся с | Стартовая | Сентябрь | Специалисты | ||||
выявление | особыми образовательными | диагностика, | ||||||
обучающихся с | потребностями | обследование | ||||||
ОВЗ для создания | Направление на ТПМПК | Подготовка | Сентябрь, май | Специалисты, | ||||
специальных | необходимой | и/или по | учителя, ведущие | |||||
условий | документации | необходимости | коррекционные | |||||
получения | занятия, классный | |||||||
образования | руководитель | |||||||
Мониторинг динамики | Анализ | По итогам 1,2 | Специалисты, | |||||
развития обучающихся, | результатов | полугодия в | учителя, ведущие | |||||
успешности освоения | деятельности | рамках шПМПк | коррекционные | |||||
программы обучения | обучающихся, | занятия | ||||||
успеваемости | По четвертям | Классный | ||||||
руководитель | ||||||||
Проектирование и | Анализ | Сентябрь, май | Специалисты, | |||||
корректировка | результатов | и/или по | учителя | |||||
коррекционных мероприятий | обследования | необходимости | ||||||
Коррекционно-развивающее направление | ||||||||
Организация | Составление программы | Программа | Сентябрь | Специалисты, | ||||
мероприятий, | сопровождения обучающегося | сопровождения | учителя | |||||
способствующих | (перечень курсов | |||||||
развитию и | коррекционно- | |||||||
коррекции | развивающей | |||||||
эмоционально – | области) | |||||||
личностной | Разработка групповых и | Программы | Сентябрь | Специалисты, | ||||
сферы, развитию | индивидуальных | занятий | учителя | |||||
познавательной | коррекционных программ | |||||||
деятельности и | (курсов коррекционно- | |||||||
ВПФ, | развивающей области) в | |||||||
формирование | соответствии с особыми | |||||||
произвольной | образовательными | |||||||
регуляции | потребностями обучающихся | |||||||
деятельности и | Проведение индивидуальных | Занятия | В течение | Специалисты, | ||||
поведения, | и групповых коррекционно- | учебного года | учителя | |||||
коррекции | развивающих занятий, | в соответствии с | ||||||
недостатков | необходимых для преодоления | учебным планом | ||||||
устной речи, | нарушений развития и | (обязательные | ||||||
коррекция | трудностей обучения | курсы | ||||||
нарушений | коррекционно- | |||||||
чтения и письма, | развивающих | |||||||
освоению | занятий) | |||||||
базового | Социальное сопровождение | Занятия, | Социальный | |||||
содержания | обучающегося в случае | наблюдение | педагог | |||||
образования | неблагоприятных условий | |||||||
жизни при | ||||||||
психотравмирующих | ||||||||
обстоятельствах | ||||||||
Консультативное направление | ||||||||
Непрерывность | Выработка совместных | Ознакомление с | Сентябрь и/или | Специалисты, | ||||
специального | обоснованных рекомендаций | рекомендациями | по необходимости | учителя | ||||
сопровождения | по основным направлениям | по результатам | ||||||
работы с обучающимся, | диагностики, | |||||||
единых для всех участников | ||||||||
обследования | ||||||||
образовательных отношений | ||||||||
Консультирование | По запросам | В течение | Специалисты, | |||||
специалистами педагогов по | учебного года | учителя | ||||||
решению проблем в развитии | согласно графику |
21
и обучении, поведении и | консультаций | |||||||
межличностном | ||||||||
взаимодействии | ||||||||
обучающихся | ||||||||
Консультативная помощь | Беседы с | В течение | Специалисты, | |||||
семье в вопросах семье в | родителями | учебного года | учителя | |||||
вопросах решения | (законными | согласно графику | ||||||
конкретных вопросов | представителями) | консультаций | ||||||
воспитания и оказания | обучающихся | |||||||
возможной помощи | ||||||||
обучающемуся в освоении | ||||||||
программы обучения | ||||||||
Информационно-просветительское направление | ||||||||
Разъяснительная | Рассмотрение вопросов, | Беседы, | В течение | Специалисты, | ||||
деятельности в | связанных с особенностями | тематические | учебного года по | учителя | ||||
отношении | образовательного процесса и | выступления на | запросам | |||||
педагогов и | сопровождения обучающихся | родительских | ||||||
с ограниченными | ||||||||
родителей | собраниях, ШМО, | |||||||
возможностями здоровья; | ||||||||
(законных | ПС, сайт, | |||||||
индивидуально- | ||||||||
представителей) | информационные | |||||||
типологических особенностей | ||||||||
стенды, | ||||||||
обучающихся с | ||||||||
печатные | ||||||||
ограниченными | ||||||||
материалы | ||||||||
возможностями здоровья | ||||||||
Психологическое | Тематические | В течение | Педагог-психолог | |||||
просвещение педагогов с | выступления на | учебного года по | ||||||
целью повышения их | ШМО, ПС, | запросам | ||||||
психологической | информационные | |||||||
компетентности | стенды, сайт, | |||||||
печатные | ||||||||
материалы | ||||||||
Психологическое | Беседы, | В течение | Педагог-психолог | |||||
просвещение | родителей | с | тематические | учебного года по | ||||
целью формирования у | них | выступления на | запросам | |||||
элементарной | психолого- | родительских | ||||||
педагогической | собраниях, | |||||||
компетентности | информационные | |||||||
стенды |
22
Приложение 2.
Пояснительная записка
к плану внеурочной деятельности на 2019-2020 учебный год
План внеурочной деятельности разработан
на основе следующих нормативно-правовых документов:
- для обучающихся 1-х классов по АООП (вариант 7.1) на основе нормативно-правовых документов, указанных в АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
План внеурочной деятельности направлен на достижение обучающимися планируемых результатов освоения ООП, АООП начального общего образования и обеспечивает реализацию индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных представителей).
Реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность для обучающихся 1-4 классов организуется в объеме до 10 часов в неделю по следующим направлениям:
- спортивно-оздоровительное
- общекультурное
- общеинтеллектуальное
- духовно-нравственное
- социальное.
План внеурочной деятельности по направлениям АООП НОО вариант 7.1 (кроме коррекционно-развивающей области) соответствуют ООП НОО школы.
Для обучающихся с ОВЗ (АООП НОО вариант 7.1) в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ обязательной частью внеурочной деятельности является коррекционно-развивающая область.
Коррекционно-развивающая область поддерживает процесс освоения содержания АООП НОО, обеспечивает коррекцию недостатков в развитии обучающихся. Часы, отводимые на коррекционно-развивающую область, включаются в часы, отводимые на внеурочную деятельность (в объеме не менее 5 часов), и являются обязательными. Содержание коррекционно-развивающей работы определяется на основе рекомендаций ТПМПК, ИПРА.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, включая коррекционно-развивающую область, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Чередование учебной и внеурочной деятельности, включая коррекционно-развивающую область, ООП НОО определяет Школа.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, включая коррекционно-развивающую область (до 10 часов в неделю), составляет до 1350 часов за четыре года обучения.
В 1-х классах по АООП (вариант 7.1) в коррекционно-развивающей области выделены часы следующих коррекционных курсов:
- Коррекционно-развивающие занятия по русскому языку - 1 час с целью коррекции пробелов общего развития, восполнения возникающих пробелов в знаниях по учебному предмету, пропедевтики изучения сложных разделов учебной программы, овладения орфографическими, каллиграфическими навыками.
- Коррекционно-развивающие занятия по математике - 1 час с целью коррекции пробелов общего развития, восполнение возникающих пробелов в знаниях по учебному предмету, пропедевтика изучения сложных разделов учебной программы.
23
- Логопедические коррекционно-развивающие занятия по развитию графомоторных навыков – 1 час с целью формирования навыков письменной речи, профилактики дисграфии;
- Коррекционно-развивающие занятия с психологом – 1 час с целью коррекции основных психологических функций, преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
План внеурочной деятельности в 1-м классе
АООП обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) на 2019-2020 учебный год
Направления | Формы | Название | Количество часов в | Всего | ||
внеурочной | организации | неделю | ||||
деятельности* | 1 вар. | |||||
Коррекционно- | Групповые |
Коррекционно-развивающие |
1 | 1 | ||
развивающая область | занятия |
занятия по русскому языку |
||||
(вариант 7.1) |
Групповые занятия |
Коррекционно-развивающие занятия по математике |
1 | 1 | ||
Групповые |
Коррекционно-развивающие |
1 | 1 | |||
занятия |
занятия с психологом |
|||||
Групповые |
Логопедические |
коррекционно- | 1 | 1 | ||
занятия |
развивающие занятия |
|||||
Итого | 4 |
* План внеурочной деятельности по направлениям АООП НОО вариант 7.1 (кроме коррекционно-развивающей области) соответствуют ООП НОО школы.
24