Вы здесь: Главная Uncategorised ФГОС Начальное образование Анализ учебно-воспитательной работы учителей 1-4 кл. за 2018-2019 уч.год
Анализ
учебно-воспитательного процесса начальной школы
за 2018-2019 учебный год
МАОУ СОШ №12
Цель анализа учебно-воспитательной работы:
Источник анализа учебно-воспитательной работы:
Для выполнения учебной работы в 2018-2019 учебном году были поставлены следующие задачи:
Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться - стать «профессиональным учеником». Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС начального общего образования ответственность существенно возрастает. Роль учителя начальных классов по новым образовательным стандартам заключается не в том, чтобы передавать знания в готовом виде, а создавать условия, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество - совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем.
Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, а в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижения оптимального уровня образования.
В 2018 - 2019 учебном году методическое объединение учителей начальных классов МАОУ СОШ№12 ст-цы Михайловской продолжило работу над темой «Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО через внедрение новых педагогических и информационно-коммуникационных технологий».
Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, учитывая объективный уровень состояния учебного процесса, уровень обученности, воспитанности и развития учащихся, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных нерешённых проблем, методическое объединение ставило перед собой следующие цели и задачи:
•развитие профессиональной компетентности учителей начальных классов, в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения
•обеспечить удовлетворение образовательных и информационных потребностей педагогов, осуществляющих образовательный процесс в начальной школе, об основных направлениях обновления содержания и организации образования в России; инновационных процессах в начальном образовании; новейших достижениях педагогической науки;
•содействовать созданию условий для формирования готовности учителей начальных классов, к работе в условиях реализации ФГОС начального общего образования:
•обеспечить актуализацию и систематизацию представлений об условиях и способах повышения качества начального образования, реализации компетентностного и деятельностного подходов, развития личности учащихся, сохранения и укрепления их здоровья, развития способностей, формирования учебной деятельности и мотивации учения;
•организовать изучение, освоение и внедрение в практику работы современных технологий и методик начального обучения, в том числе информационных;
•содействовать формированию умений проектировать и конструировать образовательный процесс в начальной школе в соответствии с современными требованиями;
•содействовать развитию у педагогов навыков рефлексии собственной педагогической позиции, формированию ключевых профессиональных компетенций, профессионально-значимых личностных качеств, их культурной толерантности;
•содействовать формированию мотивации педагогов к профессиональному росту, творческой деятельности, повышению общекультурного уровня, психолого-педагогической и методической компетентности
•обеспечить методическую поддержку взаимодействия ДОУ и школы по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования;
•создать организационные и методические условия для раннего выявления и поддержки одарённых детей;
•содействовать участию учителей начальных классов в конкурсах профессионального мастерства и конкурсе лучших учителей образовательных учреждений на получение денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование;
• содействовать совершенствованию системы мониторинга качества образования в начальной школе.
•создавать условия для успешного прохождения учителями начальных классов процедуры аттестации на первую и высшую категории;
•продолжить работу по изучению, обобщению, пропаганде и распространению опыта работы учителей начальных классов по всем направлениям учебно-воспитательного процесса.
•стремиться к созданию современного национального воспитательного идеала – высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающую ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Эти задачи решал коллектив учителей начальной школы в составе 16 педагогов.
№ п/п | Ф.И.О. учителя | Образо-вание | Должность | Стаж работы | Квали-фикация |
1. | Бизова Наталья Ивановна | Высшее | учитель начальных классов | 30 лет | 1категория |
2. | Бизова Ольга Ивановна | Высшее | учитель начальных классов | 23 года | 1категория |
3 | Бузина Лариса Владиленовна | Средне-специальное | учитель начальных классов | 6 лет | 1категория |
4 | Вожинская Людмила Владимировна | Высшее | учитель начальных классов | 24 года | 1категория |
5 | Горбатенко Елена Анатольевна | Высшее | учитель начальных классов | 26 лет | высшая |
6 | Ерыгина Наталья Николаевна | Высшее | учитель начальных классов | 18 лет | 1категория |
7 | Лозовицкая Валентина Николаевна | Высшее | учитель начальных классов | 28 лет | 1категория |
8 | Лучанинова Наталья Александровна | Высшее | учитель начальных классов | 24года | 1категория |
9 | Лысенко Анна Александровна | Высшее | учитель начальных классов | 29 лет | 1категория |
10 | Мальцева Ольга Анатольевна | Средне-специальное | учитель начальных классов | 22 года | Соответствие |
11 | Нычик Ольга Александровна | Высшее | учитель начальных классов | 30 лет | Высшая |
12 | Рогова Светлана Рудольфовна | Высшее | учитель начальных классов | 28 лет | 1категория |
13 | Рожнова Ксения Игоревна | Высшее | учитель начальных классов | 6 лет | 1категория |
14 | Сологуб Наталья Анатольевна | Высшее | учитель начальных классов | 28 лет | 1категория |
15 | Федорова Светлана Михайловна | Высшее | учитель начальных классов | 23 года | 1категория |
16 | Чернышова Анжелика Анатольевна | Высшее | учитель начальных классов | 18 лет | 1категория |
Учебная программа начального звена выполнена полностью.
В 2018-2019 учебном году начальные классы реализовывали образовательные программы УМК «Школа России», «Перспективная начальная школа». По программам «Школа России» занимались: 1а,1б,1в,1г,2б,2в,2г,3а,3б,3в,3г,4а,4б,4в,4г классы.
По УМК « Перспективная начальная школа»- 2а класс.
Методическая деятельность МО учителей начальных классов строилась на диагностической основе и велась в соответствии с ежегодно обновляемым планом работы. Тематика заседаний отразила основные проблемные вопросы, стоящие перед МО и способствовала решению поставленных задач. Согласно утвержденному плану работы, за год было проведено 5 заседаний методического объединения, на которых заслушали выступления учителей МО по проблемам обучения и воспитания учащихся, познакомились с нормативными документами, намеченными к изучению в начале учебного года. Учителя принимали активное участие в теоретической и практической части каждого заседания.
С докладами выступали:
- Вожинская Л.В. – «Анализ работы МО за 2017-2018 учебный год. Утверждение списка членов МО на 2018-2019 учебный год. Утверждение плана работы МО на 2018-2019 учебный год» ( протокол № 1 от 30.08.2018г.)
- Вожинская Л.В.- «Связь урочной и внеурочной деятельности учителей начальных классов в образовательном процессе» (протокол №2 от 06.11.2018г)
- Бузина Л.В.- «Формирование УУД на занятиях во внеурочной деятельности (протокол №2 от 06.11.2018г.)
-Жирлицина И.Е.(педагог-психолог)- «Психологическая готовность первоклассников к школе» ( протокол №2 от 06.11.2018г.)
Бизова Н.И., Лысенко А.А., Нычик О.А., Чернышова А.А.- « Организация учебно-воспитательного процесса в адаптационный период учащихся 1-х классов», «Результаты адаптации первоклассников» ( протокол № 2 от 06.11.2018 г.);
-Нычик О.А (зам.директора по УВР).- «Анализ входных контрольных работ 2-4 классов. Соблюдение единого орфографического режима при оформлении школьной и ученической документации » ( протокол №2 от 06.11.2018 г.);
-Вожинская Л.В.- « Анализ технологии проблемно-диалогического обучения школьников»» ( протокол № 3 от 31.01.2019г.);
- Рогова С.Р.-« Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках в начальной школе при формировании УУД учащихся; ( протокол № 3 от 31.01.2019г.)
-Нычик О.А.(зам.директора по УВР)- « Сравнительный анализ КДР за 1 полугодие в 1-4 классах» (протокол № 3 от 31.01.2019г.)
-Федорова С.М. – «Мотивация учебной деятельности и ее формирование» ( протокол № 4 от 27.03.2019г.)
- Ерыгина Н.Н. – « Особенности учебной мотивации и эмоциональных переживаний младших школьников в условиях адаптации ко второй ступени обучения ( протокол № 4 от 27.03.2019г.)
- Рогова С.Р.- «Готовность младших школьников к обучению в среднем звенк» ( протокол № 4 от 27.03.2019г.)
- Нычик О.А. (зам. директора по УВР) – « Анализ итоговых КДР 1-4 классах, итоги промежуточного контроля во 2-3 классах, анализ выполнения ВПР учащимися 4-х классов» (протокол № 5 от 22.05.2019 г.)
- Накорякова Е.А. ( школьный библиотекарь)- « Обеспечение УМК на новый учебный год» ( протокол №5 от 22.05.2019г.)
- Вожинская Л.В.- «Анализ работы МО учителей начальных классов за 2018-2019 учебный год и обсуждение плана работы МО на 2019-2010 учебный год» (протокол № 5 от 22.05.2019г.)
В течение года МО учителей начальных классов работало плодотворно. На заседаниях рассматривались предложения по важным проблемам и методикам обучения для повышения эффективности и качества образовательного процесса. Рассматривались рекомендации завуча и руководителя МО, опытных учителей по совершенствованию методики преподавания учебных дисциплин.
Учителя МО начальных классов систематически работают над повышением квалификации, разработкой тем самообразования. В 2018-2019 учебном году учителя начальных классов продолжили работу над следующими темами самообразования:
№ п/п |
Ф.И.О. учителя |
Тема (проблема) |
|
Вожинская Людмила Владимровна | Развитие логического мышления на уроках математики | ||
Лозовицкая Валентина Николаевна | Кубановедение. Путешествие по родному краю | ||
Лучанинова Наталья Александровна | Работа со слабоуспевающими учащимися. | ||
Фёдорова Светлана Михайловна | Работа над повышением скорости чтения | ||
Бизова Ольга Ивановна | Системный подход в развитии устной и письменной речи младших школьников | ||
Ерыгина Наталья Николаевна | Словарная работа на уроках русского языка | ||
Рогова Светлана Рудольфовна | Повышение качества чтения | ||
Нычик Ольга Александровна | Развитие речи. Работа над сочинением по картине | ||
Бузина Лариса Владиленовна | Самостоятельная работа на уроках математики в начальных классах | ||
Лысенко Анна Александровна | Устный счёт на уроках математики | ||
Чернышова Анжелика Анатольевна | Развитие речи младших школьников | ||
Горбатенко Елена Анатольевна | Обучение оптимальному чтению младших школьников | ||
Бизова Наталья Ивановна | Экологическое воспитание младших школьников | ||
Сологуб Наталья Анатольевна | Активизация познавательной деятельности на уроках математики. | ||
Рожнова Ксения Игоревна | Устный счёт на уроках математики | ||
Мальцева Ольга Анатольевна | Развитие логического мышления на уроках математики |
Все учителя начальных классов по плану проходят курсовую переподготовку, находятся в постоянном развитии, в своей работе являются исследователями, изучают передовой опыт коллег по использованию различных форм уроков, знакомятся с новыми программами и концепциями обучения, занимаются самообразованием с целью расширения и углубления профессионально - методических знаний и умений, совершенствования уровня педагогической подготовки. Эти педагоги заинтересованы в эффективности каждого урока – в достижении намеченной цели, выполнении программы. Целесообразно используют здоровьесберегающие технологии, наглядность и ИКТ, соблюдают основные психологические и гигиенические требования, добиваются эффективной обратной связи с учащимися, рационально используют время на уроках, тактичны, соблюдают правила охраны труда. Всеми учителями в работе по обучению учащихся реализовываются принципы научности, наглядности, прочности, осознанности, связи теории с практикой. Правильно выбирают методы и формы обучения, контролируют знания, умения и навыки учащихся, используют дифференцированный подход по отношению к домашним заданиям. Много работают по привитию нравственности учащихся, формированию общеучебных навыков, работают индивидуально по развитию интеллектуальных способностей учащихся, стремятся заинтересовать детей учебой, учат быть самостоятельными, вычленять главное в учебном материале, развивают навыки коллективной работы, ведут работу по привитию организованности и дисциплинированности.
На данный момент в начальной школе сложился стабильный, дружный, работоспособный коллектив. Учителя постоянно повышают свой уровень самообразования, делятся опытом работы с коллегами, осваивают и применяют новые технологии, посещают семинары.
В 2018-2019 учебном году на первую квалификационную категорию по должности «учитель» была аттестована Федорова Светлана Михайловна.
В 2018-2019 учебном году методическое объединение учителей начальной школы продолжило в рамках проведения предметных методических недель представлять коллегам опыт работы по обеспечению повышения качества образования через различные направления педагогической деятельности. Активное участие в них приняли все учителя, работающие в начальных классах, и их ученики. Можно с уверенностью сказать, что предметные методические недели прошли в атмосфере творчества, сотрудничества и показали высокую результативность работы педагогов школы. Учителя интересно, разнообразно, нетрадиционно определили форму участия в предметных методических неделях, что вызывало большой интерес обучающихся.
Недели начальной школы прошли организованно, в соответствии с целью и задачами, поставленными перед началом их проведения. Каждый день этих недель максимально заинтересовывал обучающихся и вводил в активную работу, создавая условия для нравственного, интеллектуального и эмоционального самовыражения школьника. Школьники смогли раскрыться и реализовать свои творческие возможности, а также показать коммуникабельность и умение сотрудничать со сверстниками.
Анализ плана проведения методических недель показал, что педагогами были выбраны формы методической работы, обеспечивающие наиболее эффектную реализацию целей и задач предметных методических недель и заявленной темы: внеклассные мероприятия, которые позволили привлечь к активной творческой деятельности учителей, организовать продуктивное взаимодействие учителей и учащихся.
Работа с одаренными и способными детьми
Одно из направлений в методической работе учителей – это организация работы с одаренными и способными учащимися. В школе отработана система организации работы по участию обучающихся в различных конкурсах, олимпиадах . Обучающиеся школы принимают участие в районных, краевых, всероссийских и международных конкурсах, олимпиадах. Участие обучающихся в различных конкурсах, олимпиадах вызывает положительную мотивацию, формирует активную жизненную позицию, повышает интерес к изучению предмета, способствует развитию творческого мышления.
В рамках работы с высокомотивированными учащимися 2-4 классов были проведены предметные олимпиады по русскому языку, математике, окружающему миру на школьном и муниципальном этапах. По итогам муниципального этапа предметных олимпиад для учащихся 2-4 классов в 2018-2019 учебном году победителями и призерами стали: по русскому языку-Деревянко София – призер (2а, Горбатенко Е.А.),Крупкина София - призер ( 4в, Ерыгина Н.Н.); по математике- Пышкина Полина – призер ( 4г, Рогова С.Р.); по естествознанию- Полякова Ксения - призер (3а,Вожинская Л.В.), Грудин Виталий - призер ( 4а, Федорова С.М.), Каратабан Диана – призер ( 4в, Ерыгина Н.Н.); по литературному чтению -Чалова Татьяна – призер ( 2а, Горбатенко Е.А.), Грудин Витаалий - призер ( 4а, Федорова С.М.).
Двое учащихся школы (Чалава Т.(2а), Грудин В.(4а)) по итогам муниципального этапа всероссийский олимпиады по литературному чтению стали участниками зонального этапа. В результате проведения зонального этапа предметной олимпиады по литературному чтению среди учащихся 2-4 классов ученица 2 класса «А» Чалова Татьяна ( Горбатенко Е.А.) стала призером этого этапа.
Результаты выступлений детей на школьных и муниципальных олимпиадах говорят о необходимости систематического использования на уроках заданий повышенной трудности, на развитие логического мышления.
В январе 2019 года были подведены итоги муниципального этапа конкурса исследовательских проектов в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика». Победителе муниципального этапа стала ученица 3 класса «А» Ступкина Дарья( научный рук-ль6 Вожинская Л.В.)
В феврале 2018 года был проведен муниципальный этап III-го открытого конкурса исследовательских работ и творческих проектов младших школьников « Я-исследователь». В этом конкурсе приняли участие учащиеся 2-4 классов МАОУ СОШ№12, которые показали следующие результаты:- Жукова Кристина – победитель ( секция « Живая природа»)-2б, Бузина Л.В.., Шумилова Елизавета – призер (секция « Неживая природа») – 4а,Федорова С.М..
Также в феврале 2019 года учащиеся начальных классов приняли участие в краевом конкурсе « Семейные экологические проекты». Победителями муниципального этапа и участниками краевого конкурса стали: Бажанова Анастасия (3а) - номинация « Красная книга» ( Вожинская Л.В.); Булгаков Артем (3г) – номинация « Красная книга» ( Мальцева О.А.); Лысенко Артем (3в)- номинация «Научно-исследовательские проекты» (Лучанинова Н.А.); Стрельников Артем (3в)- номинация «Научно-исследовательские проекты» (Лучанинова Н.А.).
Работа со слабоуспевающими учащимися по учебным предметам:
На каждого слабоуспевающего учащегося учителями составлен план индивидуальной работы, проводятся дополнительные занятия, профилактические беседы классных руководителей и администрации школы с учащимися и их родителями; посещены соц.педагогом семьи из группы риска, проведены беседы, диагностики на уровне ПМПК. Для слабоуспевающих учащихся учителями составляются карточки-помощники при написании изложений и сочинений, карточки с дифференцированными заданиями, в которых показаны приемы работы над примерами и задачами.
В 2018-2019 учебном году коллектив учителей начального звена осуществлял не только образовательные, но и воспитательные задачи. Они состояли в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развитой личности младшего школьника. Это решалось созданием содружества детей и взрослых, связанными едиными целями, деятельностью, гуманными отношениями, развитием через воспитывающие ситуации и разнообразную творческую деятельность. По приоритетным направлениям за год были проведены конкурсы, утренники, праздники, концерты, экскурсии, веселые старты, и т.д. Особенно учащимся запомнились тематические недели: « Неделя кубановедения», посвященная дню образования Краснодарского края; неделя «Дары Кубани», выставка изделий декоративно-прикладного творчества из природного материала; неделя «Новогодние сказки»; «Неделя Музея».
Система работы в начальных классах построена так, что все мероприятия готовятся совместно: учитель – родители – дети, что помогает сплачивать детские коллективы.
Внеурочная деятельность
В соответствии с ФГОС НОО в начальных классах была организована внеурочная деятельность силами педагогов школы. Занятия кружков проводились по разным направлениям внеурочной деятельности:
Направление | Название кружка | Педагог | |
Уроки здоровья | Чернышова А.А. | ||
Художественно-эстетическое | Волшебный лоскуток | Нычик О.А. | |
В гостях у сказки | Бузина Л.В. | ||
Умелые ручки | Чернышова А.А. | ||
Научно-познавательное |
Удивительное рядом | Бузина Л.В. | |
Почемучка | Рожнова К.И. | ||
Занимательная математика | Рожнова К.И. | ||
Шахматы |
Нычик О.А. Федорова С.М. |
||
Гражданско-патриотическое | ОПК |
Лысенко А.А. Ерыгина Н.Н. Вожинская Л.В. |
|
История казачкства | Сологуб Н.А. | ||
Общественно-полезная деятельность | Проводилась через клубные часы, внеклассные, общешкольные мероприятия | Кл.руководители |
В 2018-2019 учебном году внеурочная деятельность в 1-4-х классах была реализована в форме интенсивов, в программу которых включены мероприятия всех 5 направлений внеурочной деятельности.
Необходимость совершенствования педагогических знаний, появление новых стратегий обучения в начальном звене, внедрение школьных технологий, реализация модели личностно-ориентированного обучения требуют от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации. Особенно остро ощущается эта необходимость в условиях модернизации современного образования. Учителя нашего МО стремятся к совершенствованию педагогического мастерства и повышению уровня профессионализма через самообразование и курсы повышения квалификации.
Внедряются новые технологии обучения, разрабатываются более эффективные формы опроса учащихся. В соответствии с поставленными задачами, МО продолжило работу над поиском внутренних резервов повышения качества успеваемости в начальных классах.
Анализируя работу МО учителей начальной школы можно считать, что поставленные задачи учителями решаются удовлетворительно. Учителя определили свою педагогическую деятельность в учебном году так, чтобы методика преподавания была направлена на гармонизацию традиционного и инновационного подходов в обучении воспитанников с применением современных технологий.
Выводы:
- уровень компетентности и методической подготовленности достаточен для обеспечения учебно-воспитательного процесса в соответствии с ФГОС НОО,
- все проведенные мероприятия достигли цели;
- тематика заседаний МО, круглых столов тем самообразования учителей отражала проблемные вопросы, способствовала росту активности учителей, стремлению к творчеству;
- увеличилось число учащихся, которые участвуют в мероприятиях, требующих определенного интеллектуального уровня;
- продолжается распространение опыта работы учителей начальной школы электронные СМИ;
- возрос интерес к обмену опытом работы через проведение открытых уроков, участию в профессиональных конкурсах;
- активно используются ИКТ-технологии, интернет-технологии в учебно-воспитательном процессе.
- план работы методического объединения выполнен.
Исходя из вышеизложенного коллективу МО учителей начальных классов рекомендовано продолжить:
- создание условий для самореализации личностных функций;
- повышение уровня педагогического мастерства, готовности педагогов к самореализации и саморазвитию;
- продолжить изучение современных педагогических технологий и активно внедрять их в практику; совершенствовать умение делать анализ достигнутого;
- углублять знания по технологии индивидуализации и дифференциации процесса обучения, следовать здоровьесберегающим технологиям;
- тщательнее планировать работу с родителями на основе анализа учебно-воспитательного процесса за год, задач личностно-ориентированного, развивающего обучения;
- продолжить изучение и внедрение в практику системы контроля и оценивания, уделить особое внимание проблеме формирования у детей самоконтроля и самооценки.
Зам.директора по УВР МАОУ СОШ №12 О.А. Нычик