foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
foto5
образование

МЕНЮ

Анализ

учебно-воспитательного процесса начальной школы

за 2018-2019 учебный год

МАОУ СОШ №12

Цель анализа учебно-воспитательной работы:

  • оценка результатов деятельности педагогического коллектива учителей начальных классов за 2018-2019 учебный год
  • выявление эффективности работы каждого учителя;
  • разработка целей и задач для годового плана на 2019-2020 учебный год;
  • определение путей совершенствования работы начальной школы;
  • повышения качества обучения младших школьников.

Источник анализа учебно-воспитательной работы:

  • данные внутришкольного контроля, таблицы, диаграммы, графики, качественные характеристики;
  • школьная документация;
  • анализ результатов административных контрольных работ, диагностики итоговой аттестации учащихся;
  • работа с педагогическими кадрами.

      

Для выполнения учебной работы  в 2018-2019 учебном году были поставлены следующие задачи:

  1. Совершенствовать методику индивидуального подхода к обучению и воспитанию учащихся.
  2. Развивать преемственность ступеней обучения.
  3. Развивать систему выявления и поддержки одаренных детей.
  4. Совершенствовать педагогическое мастерство учителей по овладению компьютерной грамотностью и новыми интерактивными методами обучения.
  5. Продолжить изучение и внедрение в практику работы школы здоровье сберегающих технологий в урочной и внеурочной педагогической деятельности.
  6. Продолжить работу по обобщению передового педагогического опыта учителей школы.

   Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться - стать «профессиональным учеником». Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС начального общего образования ответственность существенно возрастает. Роль учителя начальных классов по новым образовательным стандартам заключается не в том, чтобы передавать знания в готовом виде, а создавать условия, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество - совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем.

   Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, а в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижения оптимального уровня образования.

     В 2018 - 2019 учебном году методическое объединение учителей начальных классов МАОУ СОШ№12 ст-цы Михайловской продолжило работу над темой «Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО через внедрение новых педагогических и информационно-коммуникационных технологий».

   Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, учитывая объективный уровень состояния учебного процесса, уровень обученности, воспитанности и развития учащихся, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных нерешённых проблем, методическое объединение ставило перед собой следующие цели и задачи:

•развитие профессиональной компетентности учителей начальных классов, в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения

•обеспечить удовлетворение образовательных и информационных потребностей педагогов, осуществляющих образовательный процесс в начальной школе, об основных направлениях обновления содержания и организации образования в России; инновационных процессах в начальном образовании; новейших достижениях педагогической науки;

•содействовать созданию условий для формирования готовности учителей начальных классов, к работе в условиях реализации ФГОС начального общего образования:

•обеспечить актуализацию и систематизацию представлений об условиях и способах повышения качества начального образования, реализации компетентностного и деятельностного подходов, развития личности учащихся, сохранения и укрепления их здоровья, развития способностей, формирования учебной деятельности и мотивации учения;

•организовать изучение, освоение и внедрение в практику работы современных технологий и методик начального обучения, в том числе информационных;

•содействовать формированию умений проектировать и конструировать образовательный процесс в начальной школе в соответствии с современными требованиями;

•содействовать развитию у педагогов навыков рефлексии собственной педагогической позиции, формированию ключевых профессиональных компетенций, профессионально-значимых личностных качеств, их культурной толерантности;

•содействовать формированию мотивации педагогов к профессиональному росту, творческой деятельности, повышению общекультурного уровня, психолого-педагогической и методической компетентности

•обеспечить методическую поддержку взаимодействия ДОУ и школы по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования;

•создать организационные и методические условия для раннего выявления и поддержки одарённых детей;

•содействовать участию учителей начальных классов в конкурсах профессионального мастерства и конкурсе лучших учителей образовательных учреждений на получение денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование;

• содействовать совершенствованию системы мониторинга качества образования в начальной школе.

•создавать условия для успешного прохождения учителями начальных классов процедуры аттестации на первую и высшую категории;

•продолжить работу по изучению, обобщению, пропаганде и распространению опыта работы учителей начальных классов по всем направлениям учебно-воспитательного процесса.

•стремиться к созданию современного национального воспитательного идеала – высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающую ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Эти задачи решал коллектив учителей начальной школы в составе 16 педагогов.

№ п/п Ф.И.О. учителя Образо-вание Должность Стаж работы Квали-фикация
1. Бизова Наталья Ивановна Высшее учитель начальных классов 30 лет 1категория
2. Бизова Ольга Ивановна Высшее учитель начальных классов 23 года 1категория
3 Бузина Лариса Владиленовна Средне-специальное учитель начальных классов 6 лет 1категория
4 Вожинская Людмила Владимировна Высшее учитель начальных классов 24 года 1категория
5 Горбатенко Елена Анатольевна Высшее учитель начальных классов 26 лет высшая
6 Ерыгина Наталья Николаевна Высшее учитель начальных классов 18 лет 1категория
7 Лозовицкая Валентина Николаевна Высшее учитель начальных классов 28 лет 1категория
8 Лучанинова Наталья Александровна Высшее учитель начальных классов 24года 1категория
9 Лысенко Анна Александровна Высшее учитель начальных классов 29 лет 1категория
10 Мальцева Ольга Анатольевна Средне-специальное учитель начальных классов 22 года Соответствие
11 Нычик Ольга Александровна Высшее учитель начальных классов 30 лет Высшая
12 Рогова Светлана Рудольфовна Высшее учитель начальных классов 28 лет 1категория
13 Рожнова Ксения Игоревна Высшее учитель начальных классов 6 лет 1категория
14 Сологуб Наталья Анатольевна Высшее учитель начальных классов 28 лет 1категория
15 Федорова Светлана Михайловна Высшее учитель начальных классов 23 года 1категория
16 Чернышова Анжелика Анатольевна Высшее учитель начальных классов 18 лет 1категория

   Учебная программа начального звена выполнена полностью.

   В 2018-2019 учебном году начальные классы реализовывали образовательные программы УМК «Школа России», «Перспективная начальная школа». По программам «Школа России» занимались: 1а,1б,1в,1г,2б,2в,2г,3а,3б,3в,3г,4а,4б,4в,4г классы.

           По УМК « Перспективная начальная школа»- 2а класс.

   Методическая деятельность МО учителей начальных классов строилась на диагностической основе и велась в соответствии с ежегодно обновляемым планом работы. Тематика заседаний отразила основные проблемные вопросы, стоящие перед МО и способствовала решению поставленных задач. Согласно утвержденному плану работы, за год было проведено 5 заседаний методического объединения, на которых заслушали выступления учителей МО по проблемам обучения и воспитания учащихся, познакомились с нормативными документами, намеченными к изучению в начале учебного года. Учителя принимали активное участие в теоретической и практической части каждого заседания.

С докладами выступали:

- Вожинская Л.В. – «Анализ работы МО за 2017-2018 учебный год. Утверждение списка членов МО на 2018-2019 учебный год. Утверждение плана работы МО на 2018-2019 учебный год» ( протокол № 1 от 30.08.2018г.)

- Вожинская Л.В.- «Связь урочной и внеурочной деятельности учителей начальных классов в образовательном процессе» (протокол №2 от 06.11.2018г)

- Бузина Л.В.- «Формирование УУД на занятиях во внеурочной деятельности (протокол №2 от 06.11.2018г.)

-Жирлицина И.Е.(педагог-психолог)- «Психологическая готовность первоклассников к школе» ( протокол №2 от 06.11.2018г.)

Бизова Н.И., Лысенко А.А., Нычик О.А., Чернышова А.А.- « Организация учебно-воспитательного процесса в адаптационный период учащихся 1-х классов», «Результаты адаптации первоклассников» ( протокол № 2 от 06.11.2018 г.);

-Нычик О.А (зам.директора по УВР).- «Анализ входных контрольных работ 2-4 классов. Соблюдение единого орфографического режима при оформлении школьной и ученической документации » ( протокол №2 от 06.11.2018 г.);

-Вожинская Л.В.- « Анализ технологии проблемно-диалогического обучения школьников»» ( протокол № 3 от 31.01.2019г.);

- Рогова С.Р.-« Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках в начальной школе при формировании УУД учащихся; ( протокол № 3 от 31.01.2019г.)

-Нычик О.А.(зам.директора по УВР)- « Сравнительный анализ КДР за 1 полугодие в 1-4 классах» (протокол № 3 от 31.01.2019г.)

-Федорова С.М. – «Мотивация учебной деятельности и ее формирование» ( протокол № 4 от 27.03.2019г.)

- Ерыгина Н.Н. – « Особенности учебной мотивации и эмоциональных переживаний младших школьников в условиях адаптации ко второй ступени обучения ( протокол № 4 от 27.03.2019г.)

- Рогова С.Р.- «Готовность младших школьников к обучению в среднем звенк» ( протокол № 4 от 27.03.2019г.)

- Нычик О.А. (зам. директора по УВР) – « Анализ итоговых КДР 1-4 классах, итоги промежуточного контроля во 2-3 классах, анализ выполнения ВПР учащимися 4-х классов» (протокол № 5 от 22.05.2019 г.)

- Накорякова Е.А. ( школьный библиотекарь)- « Обеспечение УМК на новый учебный год» ( протокол №5 от 22.05.2019г.)

- Вожинская Л.В.- «Анализ работы МО учителей начальных классов за 2018-2019 учебный год и обсуждение плана работы МО на 2019-2010 учебный год» (протокол № 5 от 22.05.2019г.)

      В течение года МО учителей начальных классов работало плодотворно. На заседаниях рассматривались предложения по важным проблемам и методикам обучения для повышения эффективности и качества образовательного процесса. Рассматривались рекомендации завуча и руководителя МО, опытных учителей по совершенствованию методики преподавания учебных дисциплин.

   Учителя МО начальных классов систематически работают над повышением квалификации, разработкой тем самообразования. В 2018-2019 учебном году учителя начальных классов продолжили работу над следующими темами самообразования:

п/п

Ф.И.О.

учителя

Тема

(проблема)

 
 
Вожинская Людмила Владимровна Развитие логического мышления на уроках математики  
Лозовицкая Валентина Николаевна Кубановедение. Путешествие по родному краю  
Лучанинова Наталья Александровна Работа со слабоуспевающими учащимися.  
Фёдорова Светлана Михайловна Работа над повышением скорости чтения  
Бизова Ольга Ивановна Системный подход в развитии устной и письменной речи младших школьников  
Ерыгина Наталья Николаевна Словарная работа на уроках русского языка  
Рогова Светлана Рудольфовна Повышение качества чтения  
Нычик Ольга Александровна Развитие речи. Работа над сочинением по картине  
Бузина Лариса Владиленовна Самостоятельная работа на уроках математики в начальных классах  
Лысенко Анна Александровна Устный счёт на уроках математики  
Чернышова Анжелика Анатольевна Развитие речи младших школьников  
Горбатенко Елена Анатольевна Обучение оптимальному чтению младших школьников  
Бизова Наталья Ивановна Экологическое воспитание младших школьников  
Сологуб Наталья Анатольевна Активизация познавательной деятельности на уроках математики.  
Рожнова Ксения Игоревна Устный счёт на уроках математики  
Мальцева Ольга Анатольевна Развитие логического мышления на уроках математики  

Все учителя начальных классов по плану проходят курсовую переподготовку, находятся в постоянном развитии, в своей работе являются исследователями, изучают передовой опыт коллег по использованию различных форм уроков, знакомятся с новыми программами и концепциями обучения, занимаются самообразованием с целью расширения и углубления профессионально - методических знаний и умений, совершенствования уровня педагогической подготовки. Эти педагоги заинтересованы в эффективности каждого урока – в достижении намеченной цели, выполнении программы.      Целесообразно используют здоровьесберегающие технологии, наглядность и ИКТ, соблюдают основные психологические и гигиенические требования, добиваются эффективной обратной связи с учащимися, рационально используют время на уроках, тактичны, соблюдают правила охраны труда. Всеми учителями в работе по обучению учащихся реализовываются принципы научности, наглядности, прочности, осознанности, связи теории с практикой. Правильно выбирают методы и формы обучения, контролируют знания, умения и навыки учащихся, используют дифференцированный подход по отношению к домашним заданиям. Много работают по привитию нравственности учащихся, формированию общеучебных навыков, работают индивидуально по развитию интеллектуальных способностей учащихся, стремятся заинтересовать детей учебой, учат быть самостоятельными, вычленять главное в учебном материале, развивают навыки коллективной работы, ведут работу по привитию организованности и дисциплинированности.

         На данный момент в начальной школе сложился стабильный, дружный, работоспособный коллектив. Учителя постоянно повышают свой уровень самообразования, делятся опытом работы с коллегами, осваивают и применяют новые технологии, посещают семинары.

       В   2018-2019 учебном году на первую квалификационную категорию по должности «учитель» была аттестована Федорова Светлана Михайловна.

       В 2018-2019 учебном году методическое объединение учителей начальной школы продолжило в рамках проведения предметных методических недель представлять коллегам опыт работы по обеспечению повышения качества образования через различные направления педагогической деятельности. Активное участие в них приняли все учителя, работающие в начальных классах, и их ученики. Можно с уверенностью сказать, что предметные методические недели прошли в атмосфере творчества, сотрудничества и показали высокую результативность работы педагогов школы. Учителя интересно, разнообразно, нетрадиционно определили форму участия в предметных методических неделях, что вызывало большой интерес обучающихся.

         Недели начальной школы прошли организованно, в соответствии с целью и задачами, поставленными перед началом их проведения. Каждый день этих недель максимально заинтересовывал обучающихся и вводил в активную работу, создавая условия для нравственного, интеллектуального и эмоционального самовыражения школьника. Школьники смогли раскрыться и реализовать свои творческие возможности, а также показать коммуникабельность и умение сотрудничать со сверстниками.

         Анализ плана проведения методических недель показал, что педагогами были выбраны формы методической работы, обеспечивающие наиболее эффектную реализацию целей и задач предметных методических недель и заявленной темы: внеклассные мероприятия, которые позволили привлечь к активной творческой деятельности учителей, организовать продуктивное взаимодействие учителей и учащихся.

Работа с одаренными и способными детьми

Одно из направлений в методической работе учителей – это организация работы с одаренными и способными учащимися. В школе отработана система организации работы по участию обучающихся в различных конкурсах, олимпиадах . Обучающиеся школы принимают участие в районных, краевых, всероссийских и международных конкурсах, олимпиадах. Участие обучающихся в различных конкурсах, олимпиадах вызывает положительную мотивацию, формирует активную жизненную позицию, повышает интерес к изучению предмета, способствует развитию творческого мышления.

    В рамках работы с высокомотивированными учащимися 2-4 классов были проведены предметные олимпиады по русскому языку, математике, окружающему миру на школьном и муниципальном этапах. По итогам муниципального этапа предметных олимпиад для учащихся 2-4 классов в 2018-2019 учебном году победителями и призерами стали: по русскому языку-Деревянко София – призер (2а, Горбатенко Е.А.),Крупкина София - призер ( 4в, Ерыгина Н.Н.); по математике- Пышкина Полина – призер ( 4г, Рогова С.Р.); по естествознанию- Полякова Ксения - призер (3а,Вожинская Л.В.), Грудин Виталий - призер ( 4а, Федорова С.М.), Каратабан Диана – призер ( 4в, Ерыгина Н.Н.); по литературному чтению -Чалова Татьяна – призер ( 2а, Горбатенко Е.А.), Грудин Витаалий - призер ( 4а, Федорова С.М.).

Двое учащихся школы (Чалава Т.(2а), Грудин В.(4а)) по итогам муниципального этапа всероссийский олимпиады по литературному чтению стали участниками зонального этапа. В результате проведения зонального этапа предметной олимпиады по литературному чтению среди учащихся 2-4 классов ученица 2 класса «А» Чалова Татьяна ( Горбатенко Е.А.) стала призером этого этапа.

Результаты выступлений детей на школьных и муниципальных олимпиадах говорят о необходимости систематического использования на уроках заданий повышенной трудности, на развитие логического мышления.

   В январе 2019 года были подведены итоги муниципального этапа конкурса исследовательских проектов в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика». Победителе муниципального этапа стала ученица 3 класса «А» Ступкина Дарья( научный рук-ль6 Вожинская Л.В.)

   В феврале 2018 года был проведен муниципальный этап III-го открытого конкурса исследовательских работ и творческих проектов младших школьников « Я-исследователь». В этом конкурсе приняли участие учащиеся 2-4 классов МАОУ СОШ№12, которые показали следующие результаты:- Жукова Кристина – победитель ( секция « Живая природа»)-2б, Бузина Л.В.., Шумилова Елизавета – призер (секция « Неживая природа») – 4а,Федорова С.М..

Также в феврале 2019 года учащиеся начальных классов приняли участие в краевом конкурсе « Семейные экологические проекты». Победителями муниципального этапа и участниками краевого конкурса стали: Бажанова Анастасия (3а) - номинация « Красная книга» ( Вожинская Л.В.); Булгаков Артем (3г) – номинация « Красная книга» ( Мальцева О.А.); Лысенко Артем (3в)- номинация «Научно-исследовательские проекты» (Лучанинова Н.А.); Стрельников Артем (3в)- номинация «Научно-исследовательские проекты» (Лучанинова Н.А.).

Работа со слабоуспевающими учащимися по учебным предметам:

На каждого слабоуспевающего учащегося учителями составлен план индивидуальной работы, проводятся дополнительные занятия, профилактические беседы классных руководителей и администрации школы с учащимися и их родителями; посещены соц.педагогом семьи из группы риска, проведены беседы, диагностики на уровне ПМПК. Для слабоуспевающих учащихся учителями составляются карточки-помощники при написании изложений и сочинений, карточки с дифференцированными заданиями, в которых показаны приемы работы над примерами и задачами.

   В 2018-2019 учебном году коллектив учителей начального звена осуществлял не только образовательные, но и воспитательные задачи. Они состояли в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развитой личности младшего школьника. Это решалось созданием содружества детей и взрослых, связанными едиными целями, деятельностью, гуманными отношениями, развитием через воспитывающие ситуации и разнообразную творческую деятельность. По приоритетным направлениям за год были проведены конкурсы, утренники, праздники, концерты, экскурсии, веселые старты, и т.д. Особенно учащимся запомнились тематические недели: « Неделя кубановедения», посвященная дню образования Краснодарского края; неделя «Дары Кубани», выставка изделий декоративно-прикладного творчества из природного материала; неделя «Новогодние сказки»; «Неделя Музея».

     Система работы в начальных классах построена так, что все мероприятия готовятся совместно: учитель – родители – дети, что помогает сплачивать детские коллективы.

Внеурочная деятельность

В соответствии с ФГОС НОО в начальных классах была организована внеурочная деятельность силами педагогов школы. Занятия кружков проводились     по разным направлениям внеурочной деятельности:

Направление Название кружка Педагог  
  Уроки здоровья Чернышова А.А.  
   
Художественно-эстетическое Волшебный лоскуток Нычик О.А.  
В гостях у сказки Бузина Л.В.  
Умелые ручки Чернышова А.А.  

Научно-познавательное

Удивительное рядом Бузина Л.В.  
Почемучка Рожнова К.И.  
Занимательная математика Рожнова К.И.  
Шахматы

Нычик О.А.

Федорова С.М.

 
Гражданско-патриотическое ОПК

Лысенко А.А. Ерыгина Н.Н.

Вожинская Л.В.

 
История казачкства Сологуб Н.А.  
Общественно-полезная деятельность Проводилась через клубные часы, внеклассные, общешкольные мероприятия Кл.руководители  

 

В 2018-2019 учебном году внеурочная деятельность в 1-4-х классах была реализована в форме интенсивов, в программу которых включены мероприятия всех 5 направлений внеурочной деятельности.

     Необходимость совершенствования педагогических знаний, появление новых стратегий обучения в начальном звене, внедрение школьных технологий, реализация модели личностно-ориентированного обучения требуют от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации. Особенно остро ощущается эта необходимость в условиях модернизации современного образования. Учителя нашего МО стремятся к совершенствованию педагогического мастерства и повышению уровня профессионализма через самообразование и курсы повышения квалификации.

     Внедряются новые технологии обучения, разрабатываются более эффективные формы опроса учащихся. В соответствии с поставленными задачами, МО продолжило работу над поиском внутренних резервов повышения качества успеваемости в начальных классах.

   Анализируя работу МО учителей начальной школы можно считать, что поставленные задачи учителями решаются удовлетворительно. Учителя определили свою педагогическую деятельность в учебном году так, чтобы методика преподавания была направлена на гармонизацию традиционного и инновационного подходов в обучении воспитанников с применением современных технологий.

Выводы:

-     уровень компетентности и методической подготовленности достаточен для обеспечения учебно-воспитательного процесса в соответствии с ФГОС НОО,

-     все проведенные мероприятия достигли цели;

-     тематика заседаний МО, круглых столов тем самообразования учителей отражала проблемные вопросы, способствовала росту активности учителей, стремлению к творчеству;

-     увеличилось число учащихся, которые участвуют в мероприятиях, требующих определенного интеллектуального уровня;

-     продолжается распространение опыта работы учителей начальной школы электронные СМИ;

-     возрос интерес к обмену опытом работы через проведение открытых уроков,   участию в профессиональных конкурсах;

-     активно используются ИКТ-технологии, интернет-технологии в учебно-воспитательном процессе.

-     план работы методического объединения выполнен.

Исходя из вышеизложенного коллективу МО учителей начальных классов рекомендовано продолжить:

-     создание условий для самореализации личностных функций;

-     повышение уровня педагогического мастерства, готовности педагогов к самореализации и саморазвитию;

-     продолжить изучение современных педагогических технологий и активно внедрять их в практику; совершенствовать умение делать анализ достигнутого;

-     углублять знания по технологии индивидуализации и дифференциации процесса обучения, следовать здоровьесберегающим технологиям;

-     тщательнее планировать работу с родителями на основе анализа учебно-воспитательного процесса за год, задач личностно-ориентированного, развивающего обучения;

-     продолжить изучение и внедрение в практику системы контроля и оценивания, уделить особое внимание проблеме формирования у детей самоконтроля и самооценки.

Зам.директора по УВР МАОУ СОШ №12                                 О.А. Нычик

 

 

 

 

Copyright 2024  Studio Gabrielle