foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
foto5
образование

МЕНЮ

Методические рекомендации

для общеобразовательных учреждений Краснодарского края

о преподавании Информатики и ИКТ в 2012 – 2013 учебном году

 

1. Нормативно-правовые документы

 

Преподавание предмета в 2012 – 2013 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

1.Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями, внесёнными приказами Министерства образования России от 9 марта 2004 года № 1312, от 20 августа 2008 г. № 241, от  30 августа 2010 г. № 889, от 3 июня 2011 г. № 1994, от 31 января 2012. № 69, от 1 февраля 2012 г. № 74 (вступает в силу с 1 сентября 2012  г.).

2.Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

3.Письмо департамента образования и науки Краснодарского края от 6 апреля 2010 года № 47-3315/10-14 «О рекомендациях по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения».

4.Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 25 октября 2011 года № 5811 «Об определении перечня профилей, открываемых в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края в 2012-2013 учебном году, и предметах по выбору для сдачи экзаменов в ходе государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов, проводимой территориальными экзаменационными комиссиями» с изменениями от 28.02.2012 № 846.

5.Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 10.07.2012 № 5563 «О примерных учебных планах для общеобразовательных  учреждений Краснодарского края».

6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год». Подробная информация о рекомендуемых учебниках представлена на сайте http://fp.edu.ru/asp .

7.Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН  2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29 июня 2011 г.).

 

2. Учебно-методическое обеспечение

 

2.1. Основное общее образование

Подробная информация о современных УМК по информатике и ИКТ (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах:

1.     http://www.lbz.ru,

2.     http://www.prosv.ru,

3.     http://www.drofa.ru,

4.     www.school2100.ru

 

Для использования в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края рекомендуются следующие издания:

1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В. и др. Информатика и ИКТ. 8класс. «БИНОМ. Лаборатория знаний»

2. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В. и др. Информатика и ИКТ. 9класс. «БИНОМ. Лаборатория знаний»

3. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 8 класс. «БИНОМ. Лаборатория знаний»

4. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 9 класс. «БИНОМ. Лаборатория знаний»

5. Макарова Н.В., Волкова И.В., Николайчук Г.С. и др. / Под ред. Макаровой Н.В. Информатика. 8-9кл. – «Питер Пресс».

 

В помощь учителю информатики и ИКТ в преподавании предмета и подготовке к итоговой аттестации выпущены следующие издания:

1. Семакин И.Г., Шеин Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. – М.: Бином, 2007. – методическое пособие.

2. Семакин И.Г. и др. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование. – М.: Бином, 2010.

3. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум в 2 т. – М.: Бином, 2009.

4. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. – М.: Бином, 2008 – (методическое пособие).

5. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 8-11 классов. – М.: Бином, 2010.

         В соответствии с федеральным БУП и приказом департамента образования и науки Краснодарского края от 10.07.2012 № 5563 «О примерных учебных планах для общеобразовательных  учреждений Краснодарского края» количество часов, предусмотренное для изучения  «Информатики и ИКТ» в 8-9  классах, следующее:

 

Наименование предмета

Классы

8 кл.

9 кл.

Информатика и ИКТ

1

2

 

Обращаем внимание, что дополнительные часы на изучение того или иного предмета могут быть добавлены из компонента общеобразовательного учреждения.

При организации  изучении Информатики и ИКТ за счет регионального компонента или компонента образовательного учреждения допускается использование пособий и программ, рекомендованных к использованию в методических рекомендациях о преподавании учебных предметов, разработанных Краснодарским краевым институтом дополнительного профессионального педагогического образования, а именно:

1.     УМК Босовой Л.Л. и Босовой А.Ю. Информатика и ИКТ. 5-7 классы. - «БИНОМ. Лаборатория знаний».

2.     Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. - «БИНОМ. Лаборатория знаний».

3.     Семакин И.Г. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. - «БИНОМ. Лаборатория знаний».

 

2.2. Среднее (полное) общее образование

При выборе профиля рекомендуем руководствоваться приказом департамента образования и науки Краснодарского края

Подробная информация о современных УМК по информатики и ИКТ (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах:

1.     http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/8267

2.     http://fp.edu.ru/asp

 

Рекомендованными для общеобразовательных учреждений Краснодарского края являются:

1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ (базовый уровень). 10-11кл. - «БИНОМ. Лаборатория знаний»

2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень). 10 кл. - «БИНОМ. Лаборатория знаний»

3. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень). 11 кл. - «БИНОМ. Лаборатория знаний»

5. Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф. / Под ред. Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ (базовый уровень). 11 кл. – «Питер Пресс».

Подробная информация о современных УМК (с аннотациями и справочным материалом) – на сайте http://www.lbz.ru, http://www.prosv.ru, http://www.drofa.ru, www.school2100.ru.

Образовательное учреждение имеет право использовать и другие УМК, включенные в Федеральный перечень. При этом следует учитывать соответствие содержания учебника федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, а также требованиям к государственной итоговой аттестации выпускников.

При выборе профиля рекомендуем руководствоваться приказом департамента образования и науки Краснодарского края

При разработке рабочих программ и составлении календарно-тематического планирования необходимо руководствоваться письмом департамента образования и науки Краснодарского края от 6 апреля 2010 года № 47-3315/10-14 «О рекомендациях по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения».

 

 

В помощь учителю «Информатики и ИКТ» в преподавании предмета и подготовке к итоговой аттестации выпущены следующие издания:

1. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. – М.: Бином, 2008 – (методическое пособие).

2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 8-11 классов. – М.: Бином, 2010.

3. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ.: практикум. – М.: Бином, 2010.

4. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень – М.: Бином, 2009 – практикум для 10-11 классов.

5. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень – М.: Бином, 2009 – (методическое пособие).

 

При выборе профиля рекомендуем руководствоваться следующими приказами департамента образования и науки Краснодарского края:

от 25 октября 2011 года № 5811 «Об определении перечня профилей, открываемых в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края в 2012-2013 учебном году,  и предметах  по выбору для сдачи экзаменов в ходе государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов, проводимой территориальными экзаменационными комиссиями» с изменениями от 28.02.2012 № 846.

В соответствии с федеральным БУП и приказом департамента образования и науки Краснодарского края от 10.07.2012 г. № 5563, количество часов, предусмотренное для изучения Информатики и ИКТ в 10 – 11 классах, следующее:

 

Наименование уровня, профиля

 

Средняя (полная) школа

(часы в неделю)

10  кл.

11  кл.

Базовый уровень

1

1

Профильный уровень

Филологический профиль, социально-гуманитарный, художественно-эстетический и т.п.

1

1

Естественно-научный, физико-математический и т.п профили

4

4

 

 

 

 

3. Особенности преподавания информатики и ИКТ

в 2012-2013 учебном году

 

В 2012-2013 учебном году в преподавании информатики и ИКТ обращаем внимание на совершенствование методики преподавания информатики с учетом результатов ЕГЭ 2009-2012 г.г.

При подготовке учащихся к ЕГЭ по информатике необходимо ориентироваться на кодификатор элементов содержания по информатике, т.к. демоверсия не отражает полного спектра элементов содержания, проверяемых заданиями КИМов.

Рекомендуем МО учителей Информатики и ИКТ обсудить содержание КИМов ЕГЭ 2012 г. и проанализировать результаты сдачи ЕГЭ выпускниками вашего района. После детализации ошибок рекомендуем результаты аттестации учащихся использовать для корректировки методики обучения.

Рекомендуем муниципальным ТМС выйти с предложением к руководителям ОУ о выделении дополнительных часов для подготовки учеников, выбравших ЕГЭ по информатике.

Рекомендуем учителям информатики и ИКТ включать задания ЕГЭ, краевых диагностических работ и их методические анализы при объяснении учебного материала, решении задач и выполнении практических работ по всем темам курса информатики и ИКТ.

При подготовке учащихся к ЕГЭ надо обращать их внимание прежде всего на ключевые базовые темы: «Информация и ее кодирование» (25 % всех заданий ЕГЭ), «Основы логики» (16 %), «Алгоритмизация и программирование» (28 %). Учащиеся должны иметь опыт самостоятельной записи алгоритмов и программ, решения практических задач методом разработки и отладки компьютерной программы. Больше внимания следует уделять формализации и исполнению алгоритмов.

Для подготовки учащихся 11 класса к сдаче ЕГЭ по информатике в общеобразовательном учреждении возможно создание межшкольных факультативов подготовки к ЕГЭ, которые будут вести самые квалифицированные учителя муниципалитета, в том числе подготовленные учителя – тьюторы ЕГЭ.

Так же в 2012 – 2013 учебном году в преподавании информатики и ИКТ необходимо обратить внимание на подготовку учащихся к государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме осуществляющейся на основе централизованно разработанных экзаменационных материалов. При этом необходимо использовать результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме 2011 года.

 

В этой работе рекомендуем пользоваться:

1.                     Анеликова Л.А., Гусева О.Б. Информатика. Работа над ошибками ЕГЭ. Наиболее сложные темы. Несколько вариантов тестирования – Солон-Пресс, 2010 г.

2.                     Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ-2010.   /   Под редакцией  Ф.Ф. Лысенко, Л.Н. Евич – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2010.

3.                     Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень – М.: Бином, 2009 – учебники для 10 и 11 классов.

4.                     Информатика и ИКТ. 9 класс. Подготовка к ГИА-2010. / Под редакцией Ф.Ф. Лысенко, Л.Н. Евич – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2010.

5.                     Постоянно обновляемым сайтом http://kpolyakov.narod.ru

6.                     Сайт Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru/view/sections/213/.

 

4. Рекомендации по работе с одарёнными детьми в рамках преподавания информатики и ИКТ в 2012-2013 учебном году

 

Работа с одаренными учащимися, успешными в обучении школьниками, интересующимися информатикой и ИКТ, может быть организованна в рамках кружковой деятельности или факультатива, а также на базе учреждений дополнительного образования. При этом необходимо использовать учебные материалы нового поколения, расширяющие и дополняющие существующие учебники, - инновационные учебно-методические комплексы, наборы цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru, которые позволяют индивидуализировать учебный процесс и проектировать индивидуальную траекторию обучения школьников с использованием информационных образовательных технологий.

На занятиях предметных кружков и факультативов особое внимание следует уделять вопросам, изучение которых углубляет и расширяет знания, приобретаемые учащимися на уроках, способствует овладению методами решения олимпиадных задач. Ученики могут принимать участие в дистанционных олимпиадах по информатике – сайты: http://www.eidos.ru, http://www.olimpiads.ru/sng.

Для целенаправленной подготовки учащихся к олимпиадам можно использовать также следующую литературу:

1.                     Окулов С.М. Основы программирования – М.: Бином, 2008.

2.                     Окулов С.М. Программирование в алгоритмах – М.: Бином, 2007.

3.                     Кирюхин В.М. Методика решения задач по информатике. Международные олимпиады – М.: Бином, 2007.

4.                     Волченков С.Г. Ярославские олимпиады по информатике. Сборник задач с решениями: учебное пособие – М.: Бином, 2010.

5.                     Русаков С.В. Олимпиады по базовому курсу информатики – М.: Бином, 2009 – (методическое пособие) и другие издания.

 

Для организации дополнительного образования одаренных детей можно рекомендовать им обучение в краевом Центре дополнительного образования для детей (г. Краснодар, ул. Красная, 76, тел. 259-83-87), а также (для города Краснодара) – в Центре дополнительного образования для детей «Малая академия» (г.Краснодар, ул. Чапаева, 85/1, тел. 259-45-03, 255-53-36).

В данных учреждениях не только проводятся занятия с одарёнными детьми, но и осуществляется помощь в подготовке к конкурсу научно-исследовательских проектов учащихся «Эврика».

 

5. Предпрофильное обучение

 

Базисным учебным планом в IX классах в рамках предпрофильной подготовки введены элективные курсы (курсы по выбору).

 

В преподавании элективных курсов рекомендуем использовать материалы следующих сайтов: http://www.lbz.ru, http://kpolyakov.narod.ru, http://www.fipi.ru, http://www.examen.ru

 

6. Использование оборудования

для оснащения кабинета информатики и ИКТ

в 2012-2013 учебном году

 

Перечень оборудования для оснащения кабинета содержится в письме  Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2005г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений», приказе Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. N 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

В целях рационального использования оборудования в кабинете информатики и ИКТ, повышения качества преподавания необходимо учитывать современные требования к компьютерному классу (КИВТ), организации работы в компьютерных классах, оснащении компьютерного класса оборудованием, по технике безопасности в компьютерном классе, санитарные правила и нормы для компьютерного класса. Можно эту информацию получить на обновляемом сайте http://www.tcocomplect.ru/oll-for-computer-class.

 

 

Заведующий кафедрой

Р.А.Денисова

 

Преподаватель кафедры, курирующий предмет

 

Р.А. Денисова

 

Copyright 2024  Studio Gabrielle