foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
foto5
Версия для слабовидящих
Выборы

МЕНЮ

mod_template_selector

Авторизация

Методические рекомендации

для общеобразовательных учреждений Краснодарского края

о преподавании  изобразительного искусства в 2012– 2013 учебном году

                                                                           

 

1. Нормативно-правовые документы

 

Преподавание предмета в 2012 – 2013 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

1. Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089            «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

2. Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312                «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. N 889).

3. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263                            «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 июня 2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312».

1.     5Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. N 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год». Подробная информация о рекомендуемых учебниках представлена на сайте http://fp.edu.ru/asp.

6. Письмо департамента образования и науки Краснодарского края                от 6 апреля 2010 года № 47-3315/10-14 «О рекомендациях по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения».

7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта» начального общего образования   http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195 , http://mon.gov.ru/files/materials/7195/373.pdf 

8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. N 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373»  http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195 ,

 http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m1241.html

9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195 , http://mon.gov.ru/files/materials/7195/1897.pdf .

10. Постановление Министерства здравоохранения РФ, Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. N 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 N 45, с изменениями, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.12.2008 N 72).

11. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН  2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (ВСТУПАЮТ В ДЕЙСТВИЕ С 01.09.2011)


2. Учебно-методическое обеспечение

 

2.1. Основное общее образование

Подробная информация о современных УМК  по предмету «Изобразительное искусство» (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах:

1.     http//www.prosv.ru , 

2.      http//www.drofa.ru,

3.      http//www.vgf.ru .

4.     http://netedu.ru/

5.     http://www.openclass.ru/stories/210094

6.     http://my-shop.ru/shop/books/126064.html?partner=00509

7.     http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink

8.     http://window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=11303

Наиболее используемыми для общеобразовательных учреждений Краснодарского края являются:

1.   Программы «Изобразительное искусство и художественный труд» (авторский коллектив под руководством народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского).

Эта программа является наиболее используемой учителями ИЗО Краснодарского края, так как является целостным интегрированным курсом (1-9 класс)  и включает в себя основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру, дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство, зрелищное и экранное искусство. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а так же с учетом конкретных связей в жизни общества и человека. Курс предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества и уроков коллективной творческой деятельности.

Учебная программа обеспечена учебно-методическим комплектом и включает в себя учебники и рабочие тетради. Содержание учебного курса опирается на психолого-физиологические возрастные особенности учащегося, которые необходимо учитывать в разные периоды обучения, имея ввиду эти особенности при определении образовательных и воспитательных задач. Программа 5-9 сохраняет преемственность начальной школы и развивает приоритеты за счет расширения содержательных блоков разных пластов художественной культуры.

2. При выборе программ «Изобразительное искусство»   под руководством В.С. Кузина (М., «Просвещение» 2011),  «Народное прикладное искусство» (авт. Т.Я. Шпикалова)  необходимо ориентироваться на современные требования к уровню  подготовки  выпускника школы, прописанные ФГОС второго поколения.

3. «Искусство».  Авт. колл. -  Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская. М., «Просвещение» 2011.  Программа и учебник для учащихся 8-9 классов.Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ».

Для ОУ края, которые являются пилотными площадками по внедрению ФГОС второго поколения рекомендованы программы 1-4; 5-9 классы и УМК под редакцией Б.М. Неменского (УМК переиздан в 2011 году с учетом новых требований ФГОС).

Полная информация о приоритетных направлениях учебно-методического обеспечения образовательного процесса в ОУ края – в письме ГОУ Краснодарского края ККИДППО от 1 марта 2011 г. № 01-20/526.

 

В помощь учителю изобразительного искусства  в преподавании предмета и подготовке к итоговой аттестации выпущены следующие издания:

1. Н.И. Пьянков. «Изобразительное искусство в современной школе», Серия «Библиотека учителя». (М.; «Просвещение», 2008). Книга оказывает методическую и теоретическую помощь учителю ИЗО, раскрывает принципы и методы преподавания искусства в школе,  излагает методические основы построения урока (вне зависимости,  по какой программе он ведется).

2. «Планируемые результаты начального и среднего образования».  Серия «ФГОС второго поколения».   М.;  «Просвещение»,  2011.

3. Сборник «Примерные программы ООО». Образовательная область «Искусство».

       4. Стандарты второго поколения. М.;  «Просвещение»,  2011.

 

Количество часов, предусмотренное для изучения  ИЗО  в  5 – 9 классах, в соответствии с федеральным БУП, следующее:

 

Наименование предмета

Классы

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

ИЗО

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

 

Обращаем внимание, что дополнительные часы на изучение   предмета, могут быть добавлены из компонента общеобразовательного учреждения.


2.2. Среднее (полное) общее образование

В средней (полной) школе (10-11 класс) занятие художественным  творчеством, историей и  теорией изобразительного искусства продолжается в классах гуманитарно-художественного профиля. Здесь ставится задача специализированной подготовки (профильное обучение).

Полная информация о приоритетных направлениях учебно-методического обеспечения образовательного процесса в ОУ края – в письме ГОУ Краснодарского края ККИДППО от 1 марта 2011 г. № 01-20/526.

 

Количество часов, предусмотренное для изучения ИЗО  в  10 – 11 классах, в соответствии с федеральным БУП, следующее:

 

Наименование уровня, профиля

Предмет

Средняя (полная) школа

(часы в неделю)

10  кл.

11  кл.

Базовый уровень

 

 

 

Профильный уровень

Наименование профиля

МХК

3 часа

3 часа

Наименование профиля

Профильные учебные предметы

6 часов

6 часов

Наименование профиля

 

 

 

 

3. Особенности преподавания изобразительного искусства

в 2012-2013 учебном году

Учебный предмет ИЗО в основной школе является базовым предметом . Его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребенка.

В 2012-2013 учебном году в преподавании ИЗО обращаем внимание на следующие особенности:

1. Изменения  в преподавании предмета, связанные с ведением ФГОС второго поколения,  коснулись не столько содержания художественного образования, сколько   конструирования урока, проработки его сценария.

2. Системно-деятельностный подход определенный авторами стандартов как приоритетный, предполагает четкую программу формирования УУД.

3. В отношении  предмета ИЗО самым непростым звеном станут познавательные действия – поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий – синтез как составление частей и целого – анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Приведенные выше аспекты свидетельствуют о безусловном возрастании интеллектуальной составляющей преподавании предмета, а так же о безусловном  использовании учебников в процессе обучения.

 

4. Рекомендации по работе с одарёнными детьми в рамках преподавания ИЗО в 2012-2013 учебном году

 

При работе с одарёнными детьми необходимо обратить внимание на следующее:

 Создание культурно-педагогической среды

Задачи педагога – создать на занятиях такую эстетическую и эмоциональную среду общения, сопереживания, сотрудничества, которая пробудила бы в ребенке эмоции, чувства, раскрепостила бы его, активизировала эмоционально- образную и познавательную сферу, постепенно подготовила к творческому процессу.

Для создания атмосферы, сопричастности искусства целесообразно использовать разнообразные формы работы:

- уроки обсуждения,

- уроки-экскурсии,

- уроки-образы,

- поисковые занятия.

Хочется отметить, что большая часть  учителей изобразительного искаусства Краснодарского края стремятся к целостности познания ребенком мира, через включение в урок информации из разных областей наук. К поиску сотрудничества с преподавателями других образовательных дисциплин, применяются нетрадиционные способы построения занятия. Используются нестандартные художественные материалы и техники, инновационные технологии с таким расчетом, чтобы разрабатываемая учебная программа была обогащена и проработана в системе дополнительного образования и кружковой работы.

В целях поддержания одаренных детей можно осуществлять взаимодействие с краевым Центром дополнительного образования для детей (г. Краснодар, ул. Красная, 76, тел. 259-83-87), а также (для города Краснодара) – с Центром дополнительного образования для детей «Малая академия» (г.Краснодар, ул. Чапаева, 85/1, тел. 259-45-03, 255-53-36).

В данных учреждениях не только проводятся занятия с одарёнными детьми, но и осуществляется помощь в подготовке к конкурсу научно-исследовательских проектов учащихся «Эврика».

 

 

6. Использование оборудования

для оснащения кабинета ИЗО

в 2012-2013 учебном году

 

Перечень оборудования для оснащения кабинета содержится в письме  Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2005г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений», приказе Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. N 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

Полный перечень оборудования для оснащения кабинета изобразительного искусства представлен   в Разделе «Материально-техническое обеспечение образовательного процесса»  Примерной программы «Изобразительно искусство»  (Примерные  программы  по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. М., «Просвещение», 2010).

В целях рационального использования оборудования в кабинете изобразительно искусства, повышения качества преподавания необходимо наличие в кабинете:

1) Учебно-практическое оборудование.

2)  Экранно-звуковые пособия.         

3) Цифровые образовательные ресурсы.

4) Печатные пособия.

5) Библиотечный фонд.

 

Заведующий кафедрой здоровьесберегающих технологий и эстетического образования

Гуляева В.А.

 

Преподаватель кафедры, курирующий предмет

 

Бордулева И.Ю.

 

Copyright 2015  МАНЬШИН ВЯЧЕСЛАВ