Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

 

IMG_1803.JPG

Рыбас Екатерина Викторовна, родилась 23 октября 1983 года в г. Шахтерск Донецкой области.

В 2000 г. закончила среднюю школу № 12 ст.Михайловской.

С 2000 года обучалась в Армавирском государственном педагогическом  университете на факультете истории, который окончила в 2006 году и получила полное высшее педагогическое образование.

С сентября 2001 года работает  учителем истории в средней школе №12 ст-цы Михайловской.

Замужем. Имеет сына и дочь.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная  школа №12

Мастер-класс

 «История героизма в станице Михайловской»

 

Автор

Рыбас Екатерина Викторовна

учитель истории и обществознания, ОПК и ОРКСЭ

МАОУ СОШ № 12

ст. Михайловская

Курганинский район

Краснодарский край

2015 г.

- Добрый день коллеги.  Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

        

           В тоже время в обществе наблюдается "дефицит нравственности" у отдельных личностей и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта. Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности.

Многие из присутствующих здесь учителя, или люди связанные со школой и процессом воспитания.  Мы ежедневно  находимся в окружении  детей и подростков. Современная молодежь — это «компьютерное поколение», «поколение виртуальной реальности», поэтому ее культурные запросы и ценностные ориентиры принципиально отличаются от всех предшествующих поколений.  Она сама пытается разобраться, что есть добро, а что — зло, что справедливо, а что — нет, что прекрасное, а что —безобразное. Поэтому одной из важнейших сторон воспитания в школе, семье и обществе является воспитание гражданина и патриота. Но воплотить в жизнь эту идею, построив ее только на сведениях учебниках и фактах, не представляется возможным. И мы учителя должны уметь пробудить в наших детях интерес.

Достаточно часто в последнее время мы слышим термин дегероизация.

Что это? Отрицание героизма, его неприятие, отсутствие примеров героизма в обществе? Как решить эту проблему? 

 Архимандрит  Тихон  однажды сказал:

Национальную идею России, о которой до сих пор спорят философы и политики, стоит искать не в идеологических формулах, которые всегда будут иметь недостатки, а в героических поступках предков и  современников, которые воплощают в себе все лучшие черты национального характера и могут служить замечательным примером для молодежи.

Заинтересовавшись этим вопросом я попыталась выяснить у детей – кто же такие герои? Давайте посмотрим.

Да, дети пытаются объяснить нам кто такой герой, но из всех опрошенных  мною детей, только единицы могут назвать фамилии.

Ежедневно каждый из нас спешит на работу, и разве проходя по родным улицам своего населенного пункта мы задумываемся чьим именем они названы. А оказывается героическая слава очень близко. В нашей станице есть улица Лазаренко, но даже те, кто очень долгое время проживает на этой улице не знают чьим именем она названа. Этот факт вызывает беспокойство и невольно наводит на мысль: Ушло ли время героев?

И свой мастер-класс я назвала «Время героев ушло?!»

Я предложила детям разработать серию проектов «Отечества Верные сыны» и мы с детьми попытались выяснить - ушло ли время героев.

  1. Перед  нами встал вопрос – «кто такой герой?»

И пытаясь ответить на этот вопрос мы обратились за помощью к старшему поколению, нашли определение в словаре и создали словесный портрет героя.

  1. Как благодарные потомки пытаются увековечить память героев.  (памятники, книги, названия улиц, домов и т.д.)
  2. На данном этапе проекта учащиеся были поделены на группы:

Первая группа: Кто такой Лазаренко и почему его именем названа улица в ст. Михайловской.

Вторая группа: Генерал Бабиев и история Бабиева сада (ныне спортивно-оздоровительный лагерь «Исток»)

Я в свою очередь оказывала помощь учащимся. В процессе сбора материала мы совместно с работниками школы и работниками дома культуры провели ряд мероприятий, которые помогли ребятам ознакомиться с исторической действительностью в которую им необходимо было окунуться.

Первая серия мероприятий – это мероприятия посвященные Гражданской войне, героическими участниками которой были и И.С.Лазаренко и генералы Бабиевы.

Первое мероприятие было проведено в библиотеке. Провела его школьный библиотекарь. Называлось оно «Пламя Гражданской войны в ст. Михайловской» и речь шла о основных действующих силах и причинах этой войны.

В ходе мероприятия выяснилось, что на окраине станицы есть памятник героям белогвардейцам и было принято решение посетить этот мемориал. Экскурсия к мемориалу способствовала более подробному изучению учащимися героической славы станичников.

Вторая серия мероприятий была посвящена ВОВ. И здесь неоценимую помощь нам оказали работники дома культуры, которые провели мероприятия, посвященные защите Брестской крепости и Великой победе.

В результате этой работы учащиеся получили необходимые знания и закипела работа.

  1. Каждая группа собирала материал по определенной схеме. (Библиотека, интернет, школьный музей, беседы со старожилами).

Очень много информации нашла группа, работающая с материалами по  Лазаренко. В нашей библиотеке было много старых газетных вырезок, интернет тоже пестрил информацией. Очень много информации было найдено на сайте города Могилева, где как оказалось и погиб Лазаренко. Дети удивились тому что там имя Лазаренко носит не только улица, но и сквер и школа…

Гораздо меньше информации было о генералах Бабиевых. Немного в интернете, немного в музее, и опять старые вырезки из газет.                                               

  1. Защита проектов проходила в форме дискуссии с ответом на вопрос – Является ли герой проекта истинным героем Отечества. В итоге был сделан вывод, что под определение героя, сформулированное нами на начальном этапе подходит два героя проектов: Лазаренко Иван Сидорович и Бабиев Николай Гаврилович. В результате реализации этого проекта были достигнуты следующие результаты:
    1. Учащиеся закрепили навыки работы и анализа исторических источников
    2. Проделанная работа способствовала развитию чувства патриотизма, любви к родному краю, станице.
    3. Результат работы пополнил экспозицию о героях станичниках в школьном музее.
    4. Организовали социальное сотрудничество( на защиту проектов были приглашены жители улиц Лазаренко и Октябрьской.

 

Но история героизма в нашей станице еще не исчерпана.  Мы будем продолжать это направление, вовлекая в эту деятельность всех не равнодушных.  Ведь станица должна знать своих героев, люди должны гордиться своей историей, ведь память героев жива.

И, в заключении, позвольте зачитать вам стихи нашего кубанского педагога В.Н.Ряскина

 

Время героев ушло…

Нам говорят, что героев окончено время

Подвиги прошлого стали стране не нужны

Слава героев такое тяжелое бремя

Деньги, успех и карьера – они в нашей жизни важны

Время ушло, но достав фотографию деда,

Ту, что в семейном альбоме храниться давно

Хочется снова и снова кричать о победе

Людям, которым уже все - все равно

В мире карьеры и денег героям не место

Подвигов время ушло и его не вернуть,

Но иногда очень хочется, честно

В эту эпоху хотя бы в полглаза взглянуть

Время героев окутано дымом сражений

Деды и прадеды строили мир для себя

Дни торжества и тяжелые дни поражений

Чтобы сегодня достойно мог жить ты и я.

Время ушло, и герои уже позабыты.

В старых шкатулках пылятся давно ордена

Пылью забвенья могилы погибших покрыты

Время ушло, только память вовеки жива.

 Спасибо за внимание!