foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
foto5
образование

МЕНЮ

Урок окружающего мира "Самый большой орган чувств", 4 класс. Горбатенко Е.А.

Окружающий мир 4 класс.

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема урока:  Самый большой орган чувств

Цель: ввести термин «кожа»; рассмотреть схему строения кожи (эпидермис, меланин, дерма, подкожный слой); расширить представление обучающихся о функциях кожи; обучить правильному уходу за кожей; научить проводить простейшие опыты; пополнять словарный запас обучающихся.

   Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,  презентация «Самый большой орган чувств»,тетрадь для самостоятельных работ «Окружающий мир 4 класс», учебник «Окружающий мир 4 класс»-2 часть под редакцией О.Н.Федотовой, Г.В.Трофимовой ,  толковый словарь , тест для  проверки домашнего задания,  мультфильм «Лечение Василия»; для опытов- зеркальце или стеклышко, лупа, краски, листочки белой бумаги.

Ход урока.

І. Организационный момент.

Начинается урок.

Чтобы он пошёл вам впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

А девизом нашего урока буду такие слова:

Думать - коллективно!

Решать - оперативно!

Отвечать - доказательно!

Бороться - старательно!

И открытия нас ждут обязательно!

ІІ. Проверка домашнего задания.

Тест «Мир клеток»

1. Человек относится к миру:

а) неживой природы; б) живой природы.

2. Клетки можно изучать с помощью:

а) микроскопа;          б) телескопа;          в) лупы.

3. Живые клетки человеческого организма:

а) только растут и размножаются;

б) только дышат и питаются;

в) дышат, питаются, растут, размножаются, погибают.

4. Клетки любого человеческого органа, соединенные между собой межклеточным веществом, образуют:

а) ткань;                   б) искусственные органы.

5. Замена погибших клеток в организме происходит:

а) только днем;          б) постоянно;        в) только ночью. 

Сколько  органов чувств ты знаешь? (7     6     5)

-Назови их. Для чего они служат?

- С помощью какого органа ты узнаешь, что запел соловей, залаяла собака?

- При помощью какого органа ты отличаешь солёную пищу от горькой?

-Какой орган чувств помогает определить запах лимона и лука?

- Какой орган помогает любоваться красотой природы, живописью и т. д.?

- С помощью какого органа ты узнаешь теплый предмет или холодный?

III. Сообщение темы урока.

- Отгадайте загадку:

Тело сверху прикрываю, Защищаю и дышу. Пот наружу выделяю. Температурой тела руковожу. (Кожа.)

           Поиграем в игру:

Вызывается ученик, ему завязывают глаза, он определяет предметы, которые ему дают.

- Какие свойства предмета вы смогли определить? (ФОРМА, РАЗМЕР)

-Как называется орган чувств который помог это определить? ( орган осязания -кожа)

-Исходя из этого, о какой функции мы вспомнили? (ОСЯЗАТЕЛЬНАЯ)

- О коже мы говорили как об органе осязания, то есть об органе чувств. А сейчас поговорим о коже,  как о самом большом  органе человека.

Так и звучит сегодня тема нашего урока.

IV. Изучение нового материала.

-Вспомните, о каких функциях кожи говорится в загадке?

(Защита,  дыхание, наружный покров человека, потоотделение, терморе­гуляция.}

- Что же такое кожа? Обратимся к толковому словарю. 

1.Кожа– этонаружный покров тела человека, животного.  

2. Оболочка некоторых плодов, кожура (разг.).  

Какое определение нам понадобится? ( первое)

Сегодня мы начнём изучение этого органа с легенды. 

В Италии в 1646 году произошёл такой случай.

В роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия  шёл «золотой мальчик». Тело его было сплошь покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли, и он провёл всю ночь на каменном полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер.

- Что же произошло с мальчиком?  Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно знать строение кожи и её функции.

  1. V. Наблюдения и исследования.

Итак, рассмотрим кожу - как орган человеческого организма.

Исследования кожи:

- Посмотрите на кожу своей руки, потрогайте её. Что можете сказать? Какая она?  (ТОНКАЯ, УПРУГАЯ, МЯГКАЯ, ПРОЧНАЯ).

 -На всех ли частях тела кожа одинакова по толщине , упругости?

На разных частях тела кожа неодинакова.

На пятке она гораздо толще и тверже, чем на щеке. А у тех, кто много работает рука­ми, кожа и на ладонях твердеет.

 Складки кожи на суставах  нужны для того, чтобы не затруднять движений, без них пальцы рук не могли бы сгибаться.

- Какого цвета ваша кожа?

- Проведите пальцем по лбу около волос и прижмите его к стёклышку. Что осталось на стекле? (ПЯТНО)

- Что это? (ПЯТНО ЖИРА, КОТОРОЕ ВЫДЕЛЯЕТ КОЖА).

- Возьмите лупу, рассмотрите кожу. Что вы заметили? ( МАЛЕНЬКИЕ ОТВЕРСТИЯ – ПОРЫ И ВОЛОСКИ).

- Как вы думаете, зачем они нужны? (КОЖА ДЫШИТ, ЧЕРЕЗ НИХ ВЫХОДЯТ ЖИР И ПОТ).

- Вспомните,когда вы приходите после бани, какое вы испытываете ощущение? (ощущение легкости, кожа дышит)  Через поры в организм поступает кислород. Значит можно сказать, что кожа -  это орган дыхания?  (На доску вывешивается – орган дыхания)

Это не единственное назначение пор. О других функциях пор узнаем чуть позже.

- Рассмотрите ладошку и кончики пальцев. Что заметили? (ЛИНИИ,РИСУНОК).

- Возьмите краски, кисточкой нанесите чёрную краску на большой палец и отпечатайте на листочке. Сравните свой отпечаток с соседским. (ОНИ РАЗНЫЕ).

- У каждого человека линии, образующие рисунок, индивидуальны и являются своеобразным «паспортом». В криминалистике давно используют отпечатки пальцев. Наука, изучающая отпечатки пальцев, называется дактилоскопия.

-Прочитайте статью в учебнике. Рассмотрите рисунок «Строение кожи»

- Мы изучили наружный слой кожи, он называется эпидермис (слово греческое, обозначает верхний). Этот слой очень тонкий, от него всё время отслаиваются мельчайшие кусочки кожи. Ежедневно слущиваются тысячи мёртвых  клеток. Но кожа от этого не становится тоньше. На ней всё время образуются новые клетки кожи.

ЭТО ИНТЕРЕСНО.

       Поедателями  нашей кожи являются микроскопические клопы САПРОФИТЫ. Невооружённым глазом увидеть мы их не сможем, но я вам их покажу. (слайды  )

Данные клопы очень вредны для людей страдающий аллергией, поэтому нужно как можно чащеделать в доме влажную уборку. 

       - Для чего же служит верхний слой кожи?

Скажите, может ли человек промокнуть, так чтобы его можно было отжать ?  Значит можно сказать, что наша кожа водонепроницаемая. ?  (На доску вывешивается - водонепроницаемость)

    

Физминутка.

А теперь с помощью таблицы изучим внутренний слой кожи.

 Второй слой называется ДЕРМА  - это и есть сама кожа. Этот сравнительно толстый слой богат железами, выраба­тывающими кожное сало. Как из тю­бика выдавливается крем  и через   поры в коже —  кожное сало попадает на поверхность. Благодаря этому кожа сама себя сма­зывает, иначе солнце, вода, ветер и различные химические вещества быст­ро бы её высушили, и она бы рас­трескалась. Сальные железы — не единственные железы в коже. Когда нам жарко, мы потеем. Через поры выделяется пот. На вкус он солоноватый. А откуда берётся пот, как он возникает? Его вырабатывают мил­лионы потовых желёз в коже. Вместе с потом из нашего тела выделяются разные вредные вещества, а также много воды и соли, и их потери нужно постоянно возмещать. Можно ли  сказать, что кожа – орган выделения? (надпись – орган выделения).

          Вспомните, выйдя летом из воды даже если на улице жарко, вам становится холодно. Точно также работают потовые железы.

 -Нажмите пальцем на кожу, вы увидите, что это место сначала побелеет, а потом снова станет розовым.

-Почему так происходит?

В дерме находятся кровеносные сосуды, которые  контролируют расход тепла.  Если на улице жарко сосуды расширяются и излишки тепла выделяются  наружу, а если на улице холодно сосуды сжимаются, и тепло сохраняется в организме.

Тем самым кожа регулирует температуру нашего тела.

 (на доске надпись – регулятор температуры)

И третий слой – ГИПОДЕРМА или подкожная жировая клетчатка, состоит из “комочков” жира. Они служат “складом” питательных веществ и энергии, а также подушечкой для внутренних органов.

        Итак, кожа – это самый большой  и важный орган человека. Без кожи человек прожить не сможет. Кожа – защитная оболочка, принимающая первые удары и ранения на себя.

Итак,  кожа – это не просто оболочка, а сложный орган.

        Почему кожа у людей   имеет разный цвет?  (показ слайдов).

Человек рождается с кожей определённого цвета, и изменить его он не может. Ведь уже при рождении кожа содер­жит определённое количество цветных зёрнышек, которые называются пиг­ментом. (на доску) А бывает и такое, что у людей отсутствует пигмент. Такие люди называются альбиносами.

           Правда, белую кожу можно не­множко подкрасить солнышком. Солнце — источник жизни. И де­ло тут даже не в красивом загаре, а в чём-то более важном: только ко­жа способна с помощью солнца вы­рабатывать очень ценное вещество — витамин Д. Этот витамин особенно нужен детям — для нормального раз­вития их костей. Но не стоит злоупотреблять солнцем, оно может и навредить.

Кожа - хороший защитник организма от солнечной радиации.

(на доске – защита от радиации)

Чтение статьи в учебнике.

VI. Закрепление

_- Какую же  роль играет наша кожа?

$1vОрган дыхания;

$1vВодонепроницаемость;

$1vОрган выделения;

$1vОрган осязания;

$1v Защита от солнечной радиации;

$1vРегулятор температуры тела;

$1v Защита от механических воздействий….

- Из каких слоев состоит кожа? За что отвечает каждый из них?

Работа в тетради для самостоятельных работ.

VI I. Гигиена и уход за кожей.

От чего защищает организм кожа?

Как кожа становиться грязной?

Как нужно ухаживать за кожей?

Люди давно заметили, что грязная кожа опасна для здоровья. В описаниях военных событий прошлого века указывалось, что солдаты перед боем обычно мылись, надевали чистое белье. Этот обычай был разумным. На чистой коже заживление ран происходит быстрее, так как чистая кожа выделяет особые вещества, от которых гибнут микробы. Какие правила ухода за кожей вы знаете и соблюдаете?

Правила ухода за кожей

  1. 1Купание горячей водой с мылом, мочалкой. Во время мытья кожи удаляются до 1,5 миллиарда микробов.

2. Мыть руки каждый день многократно.

3. Оберегать кожу от ожогов, порезов, обморожений.

4. Закаляться (воздухом, водой, солнцем).

5. Носить чистую одежду и обувь.

6. Содержать в чистоте дом, класс.

-А теперь вспомните легенду,  которой мы начали наш урок. Почему умер мальчик? Что нужно было сделать,  чтобы этого не случилось?

Просмотр фрагмента мультфильма «Лечение Василия»

VIII. Итог урока

-Какой болезнью болел мальчик? Почему?

–Что нужно делать, чтобы не заболеть этой болезнью?

- Что нового вы сегодня узнали? Что хотели бы рассказать дома родителям?

Давайте похлопаем себе, ведь вы работали очень хорошо.

 VІІІ. Выставление отметок. Запись домашнего задания.

 

Подготовить рассказ  про орган человека – кожу, используя данные практической работы в тетради и статьи учебника.

Список литературы:

$11.      Учебник «4 класс»  авторы:  О.Н.Федотова. Г.В.Трофимова М.: Академкнига /Учебник, 2011.  «Перспективная начальная школа»

$12.     О.Н.Федотова «Окружающий мир 4 класс» тетрадь для самостоятельной работы №2. М.: Академкнига/учебник 2011.

$13.     «Окружающий мир 4 класс» .Методическое пособие.  М.: Академкнига/учебник 2011.

Copyright 2024  Studio Gabrielle