ПРИНЯТО решением педагогического совета МАОУ СОШ № 12 протокол № 1 от 30 .08.2019
|
УТВЕРЖДАЮ: директор МАОУ СОШ №12 им. И.С. Лазаренко _______________ Е.А. Губина Приказ № от 02.09.2019г. |
АДАПТИРОВАННАЯ
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
обучающихся с ЗПР
(вариант 7.1)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №12
имени И.С. Лазаренко
Краснодарский край
Курганинский район
станица Михайловская
улица Октябрьская,79
Курганинский район
2019 год
СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ АООП НОО
1. Пояснительная записка ……………………………………………………………… 3
адаптированной основной общеобразовательной программы начального | ||||
общего образования …………………………………………………………………… | 10 | |||
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ АООП НОО | ||||
1. | Программа формирования универсальных учебных действий …………........ | 12 | ||
1. | Рабочие программы учебных предметов, курсов …………………………......... | 12 | ||
3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся …… | 12 | |||
образа жизни……………………………………………………………………………….
5. | Программа коррекционной работы……………………………………………....... | 12 | ||
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ АООП НОО | ||||
1. | Учебный план начального общего образования ……………………………....... | 18 | ||
2. | План внеурочной деятельности …………………………………………………… | 18 | ||
3. | Календарный учебный график ……………………………………………………. | 19 | ||
4. | Системаусловийреализацииадаптированнойосновной | |||
общеобразовательной программы ………………………………………… | 19 | |||
ПРИЛОЖЕНИЯ | 21 | |||
Приложение 1. План реализации программы коррекционной работы | ||||
Приложение 2. План внеурочной деятельности на учебный год | ||||
Приложение 3. Рабочие программы курсов коррекционно-развивающей области | ||||
2
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ АООП НОО
1.Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее – АООП) начального общего образования (далее - НОО) обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) муниципального автономного общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы №12 ст.Михайловской имени И.С. Лазаренко (далее – Школа) определяет содержание и организацию образовательной деятельности обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений.
АООП НОО (вариант 7.1) Школы разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26,
АООП НОО (вариант 7.1) Школы представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим духовно-нравственное, социальное, интеллектуальное и общекультурное личностное направления развития обучающихся начального общего образования.
АООП НОО (вариант 7.1) предусматривает создание специальных условий обучения
и воспитания, позволяющих учитывать особенности психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивает коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
Цель АООП НОО (вариант 7.1) Школы: обеспечение достижения выпускником НОО планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант 7.1) на основе комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР.
Задачи, реализуемые на уровне НОО:
3
Помимо реализации общих задач на уровне НОО АООП НОО (вариант 7.1)
предусматривает решение специальных задач:
В основу формирования АООП НОО (вариант 7.1) программы положены следующие принципы:
• общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
• учет типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
• коррекционная направленность образовательной деятельности;
• развивающая направленность образовательной деятельности, развитие личности и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей обучающегося;
• онтогенетический принцип;
• принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей обучающихся;
• принцип преемственности;
• принцип целостности содержания образования (в основе содержания образования не понятие предмета, а понятие предметной области);
• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с ЗПР всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
4
АООП НОО (вариант 7.1) разработана с учетом психолого-педагогической характеристики обучающихся с задержкой психического развития. Обучающиеся с ЗПР
— это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ТПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ОВЗ, неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития, нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребѐнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности; от обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
В основу реализации АООП НОО (вариант 7.1) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Деятельностный подход обеспечивает создание условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, успешного усвоения системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующем уровне, и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ (ЗПР). Выделяют общие образовательные потребности для всех обучающихся с ОВЗ и особые для обучающихся с ЗПР.
К общим образовательным потребностям разных категорий обучающихся с ОВЗ относятся:
5
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР:
и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
6
с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
АООП НОО (вариант 7.1) для обучающихся с ЗПР предусматривает различные варианты специального сопровождения обучающихся данной категории:
АООП НОО (вариант 7.1) содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть составляет 80%, часть, формируемая участниками образовательных отношений– 20% от общего объема Программы.
Школа знакомит родителей (законных представителей) обучающихся (участников образовательных отношений):
Нормативный срок освоения Адаптированной общеобразовательной программы составляет четыре года. Для обучающихся с ЗПР нормативный срок освоения программы может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями ПМПК).
АООП НОО
Общая характеристика планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант 7.1) обучающихся с ЗПР (далее - Планируемые результаты) соответствует ООП НОО Школы.
Планируемые результаты освоения АООП НОО (вариант 7.1) дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.
Учебные программы, в которых устанавливаются планируемые результаты на уровне начального общего образования для обучающихся с ЗПР по АООП НОО (вариант 7.1), соответствуют ООП НОО Школы. В учебные программы, в которых устанавливаются планируемые результаты начального общего образования для обучающихся с ЗПР по АООП НОО (вариант 7.1), включаются программы курсов коррекционно-развивающей области.
Структура планируемых результатов АООП НОО (вариант 7.1) соответствует ООП НОО Школы.
Структура планируемых результатов АООП НОО (вариант 7.1) дополняется Планируемыми результатами, характеризующие личностное развитие обучающихся, коррекцию в психофизическом развитии:
- содержатся в программах курсов коррекционно-развивающей области,
- оцениваются в ходе мониторинговых процедур (стартовая, текущая, итоговая диагностика),
- объектом оценки является наличие положительной динамики преодоления отклонений развития.
7
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП НОО (вариант 7.1) соответствуют требованиям к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения ООП НОО Школы.
Планируемые результаты освоения обучающимися АООП НОО (вариант 7.1) дополняются требованиями к результатам освоения программы коррекционной работы (курсов коррекционно-развивающей области).
Результаты освоения программы коррекционной работы (коррекционно-развивающей
области) должны отражать сформированность социальных (жизненных)
компетенций в различных средах:
8
и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы должны отражать результаты специальной поддержки освоения АООП НОО (вариант 7.1):
9
осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс
и результат деятельности;
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.
Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» АООП НОО (вариант 7.1), ее разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТкомпетентности обучающихся» соответствуют ООП НОО Школы.
Планируемые результаты освоения учебных программ АООП НОО (вариант 7.1) по учебным предметам соответствуют ООП НОО Школы.
АООП НОО
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов АООП НОО вариант 7.1 (далее — Система оценки) соответствует ООП НОО.
Обучающиеся с ЗПР имеют право на специальные условия проведения оценки результатов освоения АООП НОО, что включают:
ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами);
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант 7.1) предусматривает оценку достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы, обеспечивающих
10
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся, успешность в развитии различных видов деятельности.
Оценка результатов программы коррекционной работы представляет собой оценку достижения обучающимся Планируемых результатов программы коррекционной работы (курсов коррекционно-развивающей области).
Оценка достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы включает отслеживание индивидуального прогресса в достижении Планируемых результатов освоения программ НОО, оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы целесообразно осуществляется в соответствии со следующими принципами:
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы осуществляется:
Объектом оценки результатов программы коррекционной работы служит достижение наличие положительной динамики в интегративных показателях, отражающих успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонения в развития.
В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы коррекционной работы обучающийся с согласия родителей (законных представителей) направляется на расширенное психолого-медико-педагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание программы коррекционной работы.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку.
11
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ АООП НОО
НОО обучающихся с ТНР (далее - Планируемые результаты) соответствует ООП НОО Школы.
деятельностисоответствуют ООП НОО Школы.
обучающихсясоответствует ООП НОО Школы.
безопасного образа жизнисоответствует ООП НОО Школы.
Программа коррекционной работы направлена на осуществление специальной поддержки (сопровождения) освоения АООП НОО (вариант 7.1) обучающимися с ЗПР.
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями:
с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26,
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР посредством индивидуализации и дифференциации образовательной деятельности.
Программа коррекционной работы предусматривает различные варианты специального сопровождения детей с ЗПР:
Программа коррекционной работы реализуется в ходе всего учебно-образовательного процесса:
12
и дифференцированный подход, развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование ВПФ; развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими; обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению);
обучающихся; степень участия специалистов сопровождения Школы варьируется по необходимости.
Целью программы коррекционной работы является комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение процесса освоения АООП НОО (вариант 7.1) на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательной деятельности, позволяющего учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ (ЗПР), в том числе детей –инвалидов.
Задачи программы:
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
то есть единство диагностики, коррекции и развития, а также взаимодействие и
согласованность действий специалистов в решении проблем обучающегося, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
13
подхода к её решению.
Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется в соответствии с рекомендациями ПМПК. При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания АООП НОО педагоги, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, должны оперативно дополнить структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений. В случае нарастания значительных стойких затруднений в обучении, взаимодействии с учителями и обучающимися школы (класса) обучающийся с ЗПР направляется на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению.
Этапы реализации программы коррекционной работы:
Результат: внесение необходимых изменений в образовательную деятельность и процесс сопровождения детей указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.
Программа коррекционной работы Школы включает взаимосвязанные направления, которые отражают еѐ содержание:
(План реализации программы коррекционной работы в Приложении 1.)
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление обучающихся с ЗПР, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях Школы.
14
Диагностическая работа включает:
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь (поддержку) в освоении базового содержания образования и коррекции нарушений устной речи, коррекции и профилактике нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям, способствует формированию универсальных учебных действий у указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Коррекционно-развивающая работа включает:
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную
15
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории обучающихся, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
Реализация указанных направлений по системному сопровождению (специальной поддержке) указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Школе обеспечивается наличием в Школе специалистов разного профиля (педагогов-психологов, учитель-дефектолог, учителей-логопедов, социального педагога) и школьного психолого-медико-педагогического консилиума (далее – шПМПк), которые входят в его постоянный состав. Школьный ПМПк является основным механизмом взаимодействия специалистов. Персональный состав шПМПк ежегодно утверждается приказом директора Школы.
Основные требования к условиям реализации программы:
Психолого-педагогическое обеспечение
16
вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации Программы коррекционной работы используются:
Кадровое обеспечение
Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую профессиональной подготовку.
В штатное расписание Школы введены ставки учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога. Уровень квалификации работников образовательного учреждения соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива Школы. Для этого обеспечено повышение квалификации работников образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей с ОВЗ.
Материально-техническое обеспечение Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащих
материально-технических условий для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здание и помещения Школы, организацию их пребывания, обучения в Школе (архитектурная среда для обучающихся с ОВЗ), также позволяющих обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды Школы:
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей,
имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
Планируемые результаты Программы коррекционной работы:
3.Социальная адаптация обучающихся.
17
Планируемые результаты Программы коррекционной работы конкретизируются в программах обязательных коррекционно-развивающих курсов. Рабочие программы курсов коррекционно-развивающих занятий АООП НОО вынесены в Приложение 3.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ АООП НОО
Учебный план АООП НОО вариант 7.1 (обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы) соответствуют ООП НОО школы.
План внеурочной деятельности АООП НОО (вариант 7.1) разработан на основе следующих нормативно-правовых документов:
с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26,
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598.
План внеурочной деятельности направлен на достижение обучающимися планируемых результатов освоения АООП начального общего образования и обеспечивает реализацию индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных представителей).
Реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность для обучающихся 1-4 классов организуется в объеме до 10 часов в неделю по следующим направлениям:
Для обучающихся с ЗПР обязательной частью внеурочной деятельности является коррекционно-развивающая область.
Коррекционно-развивающая область поддерживает процесс освоения содержания АООП НОО, обеспечивает коррекцию недостатков в развитии обучающихся. Часы, отводимые на коррекционно-развивающую область, включаются в часы, отводимые на внеурочную деятельность (в объеме не менее 5 часов), и являются обязательными.
18
Содержание коррекционно-развивающей работы определяется на основе рекомендаций ПМПК.ИРО Краснодарского края.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, включая коррекционно-развивающую область, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Чередование учебной и внеурочной деятельности, включая коррекционно-развивающую область, ООП НОО определяет Школа.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, включая коррекционно-развивающую область (до 10 часов в неделю), составляет до 1350 часов за четыре года обучения.
Распределение часов внеурочной деятельности по направлениям (включая коррекционно-развивающую область) с указанием формы организации, названия, количества часов на каждый класс на текущий учебный год в Приложении 2.
Рабочие программы курсов коррекционно-развивающих занятий АООП НОО вынесены в Приложение 3.
Календарный учебный график соответствуют календарному учебному графику ООП НОО школы.
Нормативные условия
В рамках данного направления формируется банк нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.
Разработана и реализуется мониторинга метапредметных универсальных учебных действий (УУД) на уровне начального общего образования (данную работу проводит педагог-психолог совместно с учителями начальных классов).
Разработаны и реализуются рабочие программы на уровень обучения по учебным предметам, курсам внеурочной деятельности, курсам коррекционно-развивающей области.
Организационно-содержательные условия
В рамках ШМО учителей начальных классов на заседаниях рассматриваются различные вопросы реализации АООП НОО (вариант 7.1), работа по самообразованию педагогов планируется с учетом необходимости реализации коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса.
Проводятся школьные семинары для учителей начальных классов, в рамках которых учителя дают открытие уроки по разным учебным предметам с использованием личностно-ориентированного, деятельностного, дифференцированного подходов в обучении, ИКТ технологий.
Формируется электронная база методических материалов, виртуальный методический кабинет с рабочими программами на ступень обучения и календарно-тематическим планированием по учебным предметам, курсам внеурочной деятельности, курсам коррекционно-развивающей области.
Реализуется оптимизационная модель организации внеурочной деятельности. Данная модель наиболее соответствует возможностям школы: в ее реализации могут принимать участие все педагогические работники учреждения (учителя, учителя-логопеды, социальный педагог, педагог-психолог, воспитатель и др.), происходит оптимизация внутренних ресурсов школы.
Кадровые условия
Учителя начальной школы, учителя-предметники, специалисты имеют высшее профессиональное образование, планово поэтапно проходят курсовую переподготовку на базе ИОР.
19
Ежегодно организуется психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений на уровне начального общего образования в рамках школьного ПМПк, в постоянный состав которого входят учитель -логопеды, педагог-психолог, социальный педагог. Организовано взаимодействие со специалистами ПМПК (на договорной основе).
Материально-технического условия
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащих материально-технических условий для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здание и помещения Школы, организацию их пребывания, обучения в Школе (архитектурная среда для обучающихся с ОВЗ), также позволяющих обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды Школы:
Реализация АООП НОО требует обеспечение оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений в соответствии с Федеральными требованиями в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (приказ Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010г. №986).
Реализация данного направления определяет необходимость укомплектования начальной школы современным оборудованием, обеспечивающим возможность использования и создания информации, в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением (компьютер, проектор, интерактивная доска и т.п.), возможность осуществления информационного взаимодействия в локальных и глобальных сетях, доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам федеральных и региональных центрах информационно-образовательных ресурсов.
Поэтапно проводится оснащение подобным оборудованием кабинетов начальной школы. Интерактивными досками, оборудованы 17 кабинетов начальных классов ,оснащены ноутбуками или компьютерами 17 кабинетов, Все 17 кабинетов оборудованы какими-либоэлектронными средствами обучения, что составляет 100. Данное оборудование использовалось педагогами для учащихся 1-4-х классов для проведения уроков с применением образовательных ИКТ (использованием электронных приложений к учебникам, осуществления проектной деятельности и т.п.). Кабинет педагога-психолога оборудован компьютером, принтером. Все кабинеты начальных классов, специалистов оборудованы безопасным доступом в Интернет с целью использования электронных образовательных ресурсов федеральных и региональных центрах информационно-образовательных ресурсов.
Необходимо продолжить оборудование всех кабинетов начальной школы АРМУ.
Информационные условия
Особенности организации учебного процесса в классах АООП НОО размещаются на сайте Школы; рассматриваются в ежегодном публичном отчете Школы; являются обязательными вопросами на проводимых в течение года общешкольных родительских собраний для будущих первоклассников, а также на классных родительских собраниях.
20
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. | ||||||||
План реализации программы коррекционной работы | ||||||||
Цель | Содержание деятельности | Формы и методы | Сроки | Ответственный | ||||
работы | ||||||||
Диагностическое направление | ||||||||
Своевременное | Выявления обучающихся с | Стартовая | Сентябрь | Специалисты | ||||
выявление | особыми образовательными | диагностика, | ||||||
обучающихся с | потребностями | обследование | ||||||
ОВЗ для создания | Направление на ТПМПК | Подготовка | Сентябрь, май | Специалисты, | ||||
специальных | необходимой | и/или по | учителя, ведущие | |||||
условий | документации | необходимости | коррекционные | |||||
получения | занятия, классный | |||||||
образования | руководитель | |||||||
Мониторинг динамики | Анализ | По итогам 1,2 | Специалисты, | |||||
развития обучающихся, | результатов | полугодия в | учителя, ведущие | |||||
успешности освоения | деятельности | рамках шПМПк | коррекционные | |||||
программы обучения | обучающихся, | занятия | ||||||
успеваемости | По четвертям | Классный | ||||||
руководитель | ||||||||
Проектирование и | Анализ | Сентябрь, май | Специалисты, | |||||
корректировка | результатов | и/или по | учителя | |||||
коррекционных мероприятий | обследования | необходимости | ||||||
Коррекционно-развивающее направление | ||||||||
Организация | Составление программы | Программа | Сентябрь | Специалисты, | ||||
мероприятий, | сопровождения обучающегося | сопровождения | учителя | |||||
способствующих | (перечень курсов | |||||||
развитию и | коррекционно- | |||||||
коррекции | развивающей | |||||||
эмоционально – | области) | |||||||
личностной | Разработка групповых и | Программы | Сентябрь | Специалисты, | ||||
сферы, развитию | индивидуальных | занятий | учителя | |||||
познавательной | коррекционных программ | |||||||
деятельности и | (курсов коррекционно- | |||||||
ВПФ, | развивающей области) в | |||||||
формирование | соответствии с особыми | |||||||
произвольной | образовательными | |||||||
регуляции | потребностями обучающихся | |||||||
деятельности и | Проведение индивидуальных | Занятия | В течение | Специалисты, | ||||
поведения, | и групповых коррекционно- | учебного года | учителя | |||||
коррекции | развивающих занятий, | в соответствии с | ||||||
недостатков | необходимых для преодоления | учебным планом | ||||||
устной речи, | нарушений развития и | (обязательные | ||||||
коррекция | трудностей обучения | курсы | ||||||
нарушений | коррекционно- | |||||||
чтения и письма, | развивающих | |||||||
освоению | занятий) | |||||||
базового | Социальное сопровождение | Занятия, | Социальный | |||||
содержания | обучающегося в случае | наблюдение | педагог | |||||
образования | неблагоприятных условий | |||||||
жизни при | ||||||||
психотравмирующих | ||||||||
обстоятельствах | ||||||||
Консультативное направление | ||||||||
Непрерывность | Выработка совместных | Ознакомление с | Сентябрь и/или | Специалисты, | ||||
специального | обоснованных рекомендаций | рекомендациями | по необходимости | учителя | ||||
сопровождения | по основным направлениям | по результатам | ||||||
работы с обучающимся, | диагностики, | |||||||
единых для всех участников | ||||||||
обследования | ||||||||
образовательных отношений | ||||||||
Консультирование | По запросам | В течение | Специалисты, | |||||
специалистами педагогов по | учебного года | учителя | ||||||
решению проблем в развитии | согласно графику |
21
и обучении, поведении и | консультаций | |||||||
межличностном | ||||||||
взаимодействии | ||||||||
обучающихся | ||||||||
Консультативная помощь | Беседы с | В течение | Специалисты, | |||||
семье в вопросах семье в | родителями | учебного года | учителя | |||||
вопросах решения | (законными | согласно графику | ||||||
конкретных вопросов | представителями) | консультаций | ||||||
воспитания и оказания | обучающихся | |||||||
возможной помощи | ||||||||
обучающемуся в освоении | ||||||||
программы обучения | ||||||||
Информационно-просветительское направление | ||||||||
Разъяснительная | Рассмотрение вопросов, | Беседы, | В течение | Специалисты, | ||||
деятельности в | связанных с особенностями | тематические | учебного года по | учителя | ||||
отношении | образовательного процесса и | выступления на | запросам | |||||
педагогов и | сопровождения обучающихся | родительских | ||||||
с ограниченными | ||||||||
родителей | собраниях, ШМО, | |||||||
возможностями здоровья; | ||||||||
(законных | ПС, сайт, | |||||||
индивидуально- | ||||||||
представителей) | информационные | |||||||
типологических особенностей | ||||||||
стенды, | ||||||||
обучающихся с | ||||||||
печатные | ||||||||
ограниченными | ||||||||
материалы | ||||||||
возможностями здоровья | ||||||||
Психологическое | Тематические | В течение | Педагог-психолог | |||||
просвещение педагогов с | выступления на | учебного года по | ||||||
целью повышения их | ШМО, ПС, | запросам | ||||||
психологической | информационные | |||||||
компетентности | стенды, сайт, | |||||||
печатные | ||||||||
материалы | ||||||||
Психологическое | Беседы, | В течение | Педагог-психолог | |||||
просвещение | родителей | с | тематические | учебного года по | ||||
целью формирования у | них | выступления на | запросам | |||||
элементарной | психолого- | родительских | ||||||
педагогической | собраниях, | |||||||
компетентности | информационные | |||||||
стенды |
22
Приложение 2.
Пояснительная записка
к плану внеурочной деятельности на 2019-2020 учебный год
План внеурочной деятельности разработан
на основе следующих нормативно-правовых документов:
- для обучающихся 1-х классов по АООП (вариант 7.1) на основе нормативно-правовых документов, указанных в АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
План внеурочной деятельности направлен на достижение обучающимися планируемых результатов освоения ООП, АООП начального общего образования и обеспечивает реализацию индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных представителей).
Реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность для обучающихся 1-4 классов организуется в объеме до 10 часов в неделю по следующим направлениям:
План внеурочной деятельности по направлениям АООП НОО вариант 7.1 (кроме коррекционно-развивающей области) соответствуют ООП НОО школы.
Для обучающихся с ОВЗ (АООП НОО вариант 7.1) в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ обязательной частью внеурочной деятельности является коррекционно-развивающая область.
Коррекционно-развивающая область поддерживает процесс освоения содержания АООП НОО, обеспечивает коррекцию недостатков в развитии обучающихся. Часы, отводимые на коррекционно-развивающую область, включаются в часы, отводимые на внеурочную деятельность (в объеме не менее 5 часов), и являются обязательными. Содержание коррекционно-развивающей работы определяется на основе рекомендаций ТПМПК, ИПРА.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, включая коррекционно-развивающую область, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Чередование учебной и внеурочной деятельности, включая коррекционно-развивающую область, ООП НОО определяет Школа.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, включая коррекционно-развивающую область (до 10 часов в неделю), составляет до 1350 часов за четыре года обучения.
В 1-х классах по АООП (вариант 7.1) в коррекционно-развивающей области выделены часы следующих коррекционных курсов:
23
План внеурочной деятельности в 1-м классе
АООП обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) на 2019-2020 учебный год
Направления | Формы | Название | Количество часов в | Всего | ||
внеурочной | организации | неделю | ||||
деятельности* | 1 вар. | |||||
Коррекционно- | Групповые |
Коррекционно-развивающие |
1 | 1 | ||
развивающая область | занятия |
занятия по русскому языку |
||||
(вариант 7.1) |
Групповые занятия |
Коррекционно-развивающие занятия по математике |
1 | 1 | ||
Групповые |
Коррекционно-развивающие |
1 | 1 | |||
занятия |
занятия с психологом |
|||||
Групповые |
Логопедические |
коррекционно- | 1 | 1 | ||
занятия |
развивающие занятия |
|||||
Итого | 4 |
* План внеурочной деятельности по направлениям АООП НОО вариант 7.1 (кроме коррекционно-развивающей области) соответствуют ООП НОО школы.
24