Вы здесь: Главная Предшкольная подготовка Дошкольное образование (предшкольная подготовка) Рабочая программа по предшкольной подготовке
Муниципальное образование Курганинский район
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12 им.И.С.Лазаренко
ст-цы Михайловской
Утверждено
решением педагогического совета
от 08 ноября 2019года протокол № 2
Председатель педсовета
____________ Е.А.Губина
Подпись руководителя ОУ ФИО
Рабочая программа
По предмету (курсу и т.д.) предшкольное образование детей 6 -7 лет
Уровень базовый
Количество часов по программе 60 ч
Группа учителей: Лозовицкая В.Н., Вожинская Л.В.,
Лучанинова Н.А., Мальцева О.А.
Программа разработана на основе программы «Преемственность. Подготовка к школе» Авторы Федосова Н. А., Комарова Т. С.
Издательство «Просвещение», 2012
Рабочая программа составлена на основе программы
«Преемственность. Подготовка к школе»
Авторы Федосова Н. А., Комарова Т. С.
Пояснительная записка
Рабочая программа по подготовке к школе детей 6 -7 лет разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 6 -7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.
Рабочая программа предшкольной подготовки будущих первоклассников предназначена для формирования у детей предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школьному обучению по ФГОС. Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования
Предшкольная подготовка призвана помочь будущим первоклассникам адаптироваться к школьной среде, совершенствовать основные умения и навыки, необходимые для восприятия школьной программы, развитию коммуникативных навыков, создавая тем самым базу для последующего освоения образовательных программ начальной школы. Для обеспечения равных стартовых возможностей, получения дошкольного образования детьми из разных социальных групп и слоев населения в школе организовано предшкольное образование. Подготовка к школе – многогранный, последовательный процесс психологической готовности ребёнка к ней. Ребёнок должен быть здоров, жизнерадостен, разговорчив, сообразителен, должен уметь слушать, слышать, действовать вместе, выполнять требования педагога
Правовая основа организации групп предшкольной подготовки:
1.Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992.
(ред. от 01.04.2012) "Об образовании" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012)
2. Типовое положение об образовательном учреждении, утверждённое Постановлением Правительства РФ №196
от 19.03.2001, ст. 52 и ст. 86 ГК РФ.
3. Письмо Министерства образования РФ «О подготовке детей к школе» №990/14/15 от 22.07.97...
Цель программы:
Создание условий для развития детей старшего дошкольного возраста , позволяющего им в дальнейшем успешно освоиться с ролью ученика. Выравнивание стартовых возможностей дошкольников. Развитие умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе. Диагностика школьной зрелости. Выработка рекомендаций для родителей.
Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.
При составлении программы учитывался национально-региональный компонент. Региональный (национально-региональный) компоненты и компонент образовательного учреждения отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:
- формирование гражданской идентичности школьников;
- их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;
- готовность к продолжению образования в школе;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Детям не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая форма деятельности, в процессе которого они сами, играя, делают открытия.
Задачи подготовительного курса:
Основные принципы работы:
Режим проведения занятий: Группы предшкольной подготовки создаются для детей в возрасте от 6 до 7 лет.
Прием детей в группы осуществляются по инициативе школы на добровольной основе. Конкурсный набор и тестирование не допускаются.
Общая продолжительность подготовки 60 часов
Обучение проводится в группе с декабря по май, один раза в неделю. Продолжительность занятия 30 минут. Перемены между занятиями составляют 10 минут.
Образовательный процесс осуществляется учителями будущих первых классов.
Формы и методы организации занятий:
-практические
-словесные
-игровые
-учебно-игровые
-игровые
Место курса в учебном плане: Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего 60 часов.
Содержание программы.
Русский язык «АБВГ-дейка»
Понятия об устной и письменной речи.
Подготовительные упражнения для развития глазомера.
Штриховка. Рисование и раскрашивание узоров.
Письмо элементов букв.
Развитие речевых навыков : пересказ знакомой сказки, составление рассказа по картинке.
Гласные и согласные буквы. Определение звуков в слове.
Составление слогов, чтение слов, предложений.
Первоначальные понятия: твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.
Окружающий мир«Удивительный мир»
Домашние и дикие животные. Фрукты и овощи.
Удивительный мир растений. Рыбы. Птицы. Времена года. Виды транспорта.
Путешествие в тёплые и холодные страны. Наше здоровье.
Учимся понимать и беречь природу.
Математика«Считалочка»
Различение предметов по размеру и форме.
Пространственные представления.
Временные представления.
Сравнение групп предметов.
Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Состав чисел первого десятка.
Счет предметов.
Число 0 и его обозначение. Знаки «+». «-», «=».
Решение простых задач с опорой на предметы.
Уточнение представлений о геометрических фигурах
Учебно-тематический план
№ п/п | тема | Кол-во часов |
1 | Русский язык (АБВГдейка) | 20 |
2 | Метематика (Считалочка) | 20 |
3 | Окружающий мир (Удивительный мир) | 20 |
Итого | 60 |
Календарно-тематическое планирование предмета
Русский язык. АБВГДейка.
(20 часов)
№ занятия | Тема занятия | Количество часов |
1. | Короткая прямая. (карандаш). Заучивание стихотворения «Дождик». | 1 |
2. | .Короткая прямая с закруглением внизу. Поведение на улице, охрана здоровья осенью. | 1 |
3. | Штриховка линиями в разном направлении. Овал на рабочей строке. | 1 |
4. | Распознавание рабочей строки. Штриховка овалами | 1 |
5. | Распознавание строк. Письмо длинной линии с петлей. | 1 |
6. | Правила подготовки к письму. Овалы и наклонные с петлей. Штриховка | 1 |
7. | Чтение и обсуждение сказки «Мороз Иванович». | 1 |
8. | Письмо наклонной линии с закруглением вверху и внизу. | 1 |
9. | Повторение изученных элементов букв. | 1 |
10. | Упражнения на широкой и рабочей строке. Штриховка | 1 |
11. | Высказывания по картине «Зимние забавы». | 1 |
12. | Повторение изученных элементов букв. | 1 |
13. | Лепка овощей и фруктов | 1 |
14. | Складывание бумаги гармошкой: веер. В тетради – рыбки на узкой строке. | 1 |
15. | Овалы, прямые линии. | 1 |
16. | Складывание лодочки из бумаги. Раскрашивание. | 1 |
17. | Лепка из пластилина медведя или зайчика. Стихи А.Барто. Беседа по содержанию. | 1 |
18. | Элементы букв: прямая короткая и длинная с петлей, овал | 1 |
19. | Рисование красками весеннего ручейка. | 1 |
20. | Повторение изученных элементов букв. | 1 |
Календарно-тематическое планирование предмета
Математика. Считалочка.
(20 часов)
№ занятия | Тема занятия | Количество часов |
1. | Понятия «один – много». Число и цифра 1. Цвет и форма. | 1 |
2. | Число и цифра 2. Геометрические фигуры. Ориентация в пространстве. | 1 |
3. | Сравнение групп предметов. Упражнения на развитие внимания и логического мышления. | 1 |
4. | Сравнение групп из 1-4 предметов. Логические упражнения. | 1 |
5. | Сравнение групп предметов с использованием знаков сравнения. Число и цифра 3. Упражнения на развитие внимания. | 1 |
6. | Порядковый счет. Понятия «раньше», «позже». Число 4. | 1 |
7. | Счет в прямом и обратном порядке чисел до 5. Развитие глазомера | 1 |
8. | Повторение состава изученных чисел. Сравнение чисел | 1 |
9. | Число и цифра 5. Развитие умения различать фигуры по величине, форме, цвету. | 1 |
10. | Состав числа 5. Повторение ряда 1-5: количественный и порядковый счет. | 1 |
11. | Число и цифра 6. Состав 6. Сравнение групп предметов. Понятия «длиннее», «короче». | 1 |
12. | Закрепление состава числа 6. Понятия «быстрее». «медленнее». | 1 |
13. | Понятия «вправо, влево, вверх, вниз». Логические упражнения. Число и цифра 7. | 1 |
14. | Состав числа 7. Графический диктант «Робот» | 1 |
15. | Число и цифра 8. Квадрат, его элементы. Счет парами в прямом и обратном порядке. | 1 |
16. | Состав числа 8. Прямоугольник, его элементы. Упражнения в счете и сравнении. | 1 |
17. | Число и цифра 9. Треугольник и его элементы. Логические задачи. | 1 |
18. | Состав числа 9. Счет тройками. Логические задачи. | 1 |
19. | Число10. Сравнение геометрических фигур, их сходство и различие. | 1 |
20. | Преобразование геометрических фигур | 1 |
Календарно-тематическое планирование предмета
Окружающий мир. Удивительный мир
( 20 часов)
№ | Тема занятия | Количество часов |
1. | Тема: «Осень в природе». Устная речь. Предложение. Декламация детьми стихов. | 1 |
2. | Тема: «Правила поведения в школе». Речь состоит из предложений. Гласные звуки. | 1 |
3. | Тема: « Времена года». Работа над дикцией. Распознавание гласных звуков. | 1 |
4. | Тема: «Счет времени. Год. Месяц». Выделение в речи предложений. Чистоговорки. | 1 |
5. | Тема: «Уроки Айболита». Артикуляция и различение гласных. Упражнения на развитие образной речи. | 1 |
6. | Тема: « Семья». Согласные. Сравнение их произношения с гласными. Работа над дикцией. | 1 |
7. | Тема: «Мир сказок». Различие на слух гласных и согласных. Слияние. Тема: «Счет времени. Час». Распознавание звуков и слияний. Работа над дикцией. |
1 |
8. | Тема: « Школьные законы». Повторение правил поведения. Развитие связной речи. | 1 |
9. | Тема: « Лес». Составление предложений по картине: «Лес». Работа над дикцией. | 1 |
10. | Тема: « Зима в природе». Согласные. Слоги-слияния с «н». Загадки о зиме. | 1 |
11. | Тема: « Семья». Твердое и мягкое произношение согласных. Игра «Тим и Том». Обратные слоги с «н». | 1 |
12. | Тема: «Фрукты и овощи». Распознавание твердых и мягких согласных звуков. Обратные слоги с «н». | 1 |
13. | Тема: « Фрукты и овощи». Распознавание твердых и мягких согласных звуков. Чтение слов с «н». | 1 |
14. | Тема: «Игрушки». Связная речь: рассказ о любимой игрушке. Словесные игры. Звук «с». Открытые и закрытые слоги с ним. | 1 |
15. | Тема: «Наш город». Закрепление звука «с». Счет предложений и слов в них. Деление слов на слоги. | 1 |
16. | Тема: «Транспорт». Понятие о рассказе. Составлении рассказа по картине. Чтение слогов с «н» и «с». Словесные игры. | 1 |
17. | Тема: « Творчество А. Барто». Твердый и мягкий звук «к». Слоги со звуком «к». Игра « Буква потерялась». | 1 |
18. | Тема: «Птицы». Чтение слогов с буквой «к». Составление рассказа. Счет слов в предложении. | 1 |
19. | Тема: «Вода в природе». Обсуждение рассказа «Акула». Чистоговорки. Чтение слов с изученными буквами. | 1 |
20. | Тема: «Домашние животные». Чистоговорки. Скороговорки. | 1 |
К концу обучения дети должны знать и уметь:
-выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения в школе, на улице и в быту;
-понимать красоту природы и бережно относиться.
-выполнять правила личной гигиены.
-оценивать свои успехи и неуспехи;
- уметь слушать, вести диалог и высказывать свою точку зрения;
-уметь применять полученные знания на практике, в жизни;
- отвечать на вопросы, участвовать в диалогической речи;
- пересказывать не сложный текст по зрительной опоре;
- составлять рассказ – описание, рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок;
- составлять слоги и слова;
-конструировать словосочетания и предложения;
- правильно произносить звуки, находить его условные обозначения;
- классифицировать звуки на согласные и гласные;
-выделять звук в начале, конце и середине слова;
-дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
-штриховать, обводить по контуру, писать буквы;
-сравнивать растения, животных, относить их к определенным группам и видам;
-называть последовательно дни недели и времена года;
-различать животных холодных и жарких районов;
-различать овощи и фрукты;
-называть свой адрес, название страны;
-называть сезонные изменения в природе ;
-знать условия, необходимые для роста растений;
-различать и называть деревья, кустарники по коре, листьям и плода;
- производить вычисления с числами в пределах 10
-решать задачи в 1 действие на сложение и вычитание
-распознавать и изображать геометрические фигуры;
-ориентироваться во времени, ,пространстве;
Рабочая программа составлена на основе программы
«Преемственность. Подготовка к школе»
Авторы Федосова Н. А., Комарова Т. С.
Пояснительная записка
Рабочая программа по подготовке к школе детей 5.5 -7 лет разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5.5 -7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций.
Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД) (уметь анализировать объект, выделять признаки предмета; рассматривать объект и составлять его из частей; проводить классификацию объектов; строить речевое высказывание в устной форме и др.), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Программа «Преемственность» не только ставит своей целью подготовить ребёнка к обучению в школе, но и решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Развитие потенциальных возможностей ребёнка посредством овладения им УУД, предложенными федеральными государственными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим создание предпосылок к школьному обучению является ещё одной не менее важной целью программы «Преемственность». Приводим перечень УУД, предпосылки которых можно начинать формировать в дошкольном возрасте.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; анализ объектов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
Самостоятельный выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения. Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; ориентация на партнёра по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я-концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Программа не предусматривает диагностику формирования предпосылок УУД.
Основные задачи: развитие личностных качеств; сохранение и укрепление здоровья; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.
Общая характеристика программы
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
Программа состоит из следующих курсов:
Курс «От слова к букве» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
Курс «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.
Курс «Зелёная тропинка» основывается на коррекции и развитии накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. «Предметное окружение» расширяет и уточняет представления детей о предметном мире: о видах транспорта, о предметах, облегчающих труд взрослых на производстве. «Явления общественной жизни» - расширяет круг знаний и представлений о явлениях окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимости.
Курс «Обслуживающий труд» закладывает основы самостоятельного обслуживания ребенком самого себя, воспитывает чувства взаимопонимания, ответственности, добросовестности.
Место занятий в учебном плане
Программа предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: «От слова к букве»», «Математические ступеньки», «Зелёная тропинка», « Обслуживающий труд». Занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру:
№ | Название образовательных областей дошкольного образования | Название курсов | Учебные предметы | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
1 |
Социализация Коммуникация |
От слова к букве |
Русский язык Литературное чтение |
1 | 9 |
2 | Познание | Математические ступеньки | Математика | 1 | 9 |
3 |
Безопасность Познание Здоровье |
Зелёная тропинка | Окружающий мир | 1 | 9 |
Всего: 3 | Всего: 3 | Всего: 3 | Всего:3 | Всего:27 |
Продолжительность занятий 30 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 9 недель. Общее количество занятий – 27.
Ценностные ориентиры
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.
Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:
физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;
знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.
Предмет «Русский язык . Литературное чтение»
представлен курсом «ОТ СЛОВА К БУКВЕ»
Пояснительная записка
Курс «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведёт работу по совершенствованию устной речи.
Программа направлена на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание курса позволяет организовать работу по трём направлениям:
-развитие связной речи;
-подготовка к обучению чтения;
-подготовка к обучению письму.
Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребёнка. Осуществляется переход от ситуационной к конкретной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребёнка, формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления, начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведётся подготовка к чтению и письменной речи.
При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определённые темы, осознать на элементарном уровне, что такое речь, каково её назначение, и её особенности.
Подготовка к обучению чтения построена на развитии фонематического слуха детей, на отчётливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения.
Если при подготовке к обучению чтения и при работе над совершенствованием связной речи в основе лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письма преобладают технические действия.
Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.
Содержание
Развитие и совершенствование устной речи. Расширять и активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребёнка словами, обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств неодушевлённых предметов — материал, форма, цвет, размер — и одушевлённых — человек: свойства характера, признаки внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова, стимулировать их правильное употребление в собственной речи; находить в литературном произведении, прочитанном воспитателем (стихотворении, сказке, рассказе), слова, с помощью которых автор точно, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и употреблять их в собственной речи.
Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в тексте фольклорных и литературных произведений. Разучивать произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки связной монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное — развитие у детей интереса к самостоятельному словесному творчеству. Формировать у детей уже на подготовительном этапе умение замечать и исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов. Формировать умение правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуации. Формировать правильное понимание переносного значения слов.
Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки; обогащать словарь точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер).
Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, активизировать их использование в речи. Развивать диалогическую и монологическую речь. Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно, логично и последовательно. Развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений. Разучивать загадки, скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации. Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описывать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну и т. д.) по плану, предложенному воспитателем, или по аналогии. Развивать эмоциональное восприятие речи взрослых и детей. Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения. Учить составлять рассказы по картине: описание содержания, придумывание сюжета, предшествующего изображению и следующего за ним. Развивать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание рассказов, сказок, стихотворений. Пробуждать желание детей общаться, вызывать интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начинать формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие темы.
Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на технику речи, в связи с чем в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.
Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, упражнения для губ, упражнения для языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация звука.
Сферы общения: бытовая (повседневная); искусство слова; деловая.
Подготовка к обучению чтению. Обучать правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определённым звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Закреплять правильное произношение звуков. Упражнять в дифференциации звуков на слух. Укреплять и развивать артикуляцию: обучать детей чёткому произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию интонационных средств. Знакомить с правильным произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре.
Подготовка к обучению письму: готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по аналогии и самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; знакомить с правилами письма — с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо; знакомить с контуром предмета и его особенностями; знакомить с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой; моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации.
Планируемые результаты:
— соблюдать орфоэпические нормы произношения;
— составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
— пересказывать сказку, рассказ по опорным иллюстрациям;
— соблюдать элементарные гигиенические правила;
Календарно-тематическое планирование предмета
Русский язык. Литературное чтение
№ урока | Дата | Кол-во часов | Тема урока | Примечание | |
план | факт | ||||
Устная и письменная речь 3ч | |||||
Понятие об устной и письменной речи. Предложение и слово | |||||
Слог и ударение — Деление слов на слоги. — Ударение в словах. — Определение количества слогов в слове |
|||||
Звуки и буквы — Представление о звуках. — Различие на слух и при произношении гласных и согласных звуков. — Упражнения в слого-звуковом анализе слов |
|||||
Обучение письму 2ч | |||||
Обводка и штриховка контуров | |||||
Рисование и раскрашивание узоров | |||||
Развитие устной речи 4ч | |||||
Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию | |||||
Правильное употребление слов — названий предметов, признаков, действий; объяснение их значений | |||||
Пересказ знакомой сказки | |||||
Составление рассказа по картинке |
Предмет «Математика» представлен курсом
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ»
Пояснительная записка
Предлагаемый курс определяет содержание работы по математической подготовке детей 6 лет к обучению в школе и задаёт основные направления реализации общих психолого-педагогических идей их развития на математическом материале.
Главные цели курса математики подготовительного периода — это формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников.
Основная идея курса заключается в том, что развитие познавательных способностей у детей будет более эффективным, если в процесс работы с математическим материалом систематически будут включаться задания, направленные на развитие логического мышления (проведение сравнений, анализа, разбиение объектов на группы, выделение части и целого, проведение доступных обобщений), пространственного воображения и речи ребёнка.
Развитие познавательных процессов — восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи — позволяет целенаправленно и систематически развивать познавательные способности дошкольников, а это необходимое условие их подготовки к школе.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (цифры и числа от 0 до 9, число 10, счёт десятками, основные свойства чисел натурального ряда; равенство, конкретный смысл арифметических действий сложение и вычитание и их обозначение: знаки « + », «-», « = »); геометрическая (пространственные отношения, простейшие геометрические фигуры и их прообразы в окружающем мире, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве объектов и простейших геометрических фигур, изготовление моделей геометрических фигур из бумаги и др.); содержательно-логическая (эта линия построена на основе математического материала двух первых линий и создаёт условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления детей).
Основными методами, используемыми в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, но ведущим остаётся метод практических действий, который позволяет дошкольникам усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперименты, наблюдения на действиях с предметами, предметными картинками, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. д.
На данном этапе метод практических действий дополняется важнейшим для математики способом познания окружающего мира — методом моделирования (работа с предметами и группами предметов дополняется выполнением предметных и схематических рисунков; осуществляется моделирование цифр из плоскостных элементов).
Кроме того, более активное использование разнообразных дидактических игр математического содержания позволяет, с одной стороны, углублять математические знания, а с другой — способствует формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), развивает навыки сотрудничества со сверстниками, формирует умения оценивать свои действия, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо.
Использование предложенного содержания и описанных методов позволит осуществить предматематическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышления на уровень, позволяющий успешно усваивать математику в начальной школе.
Содержание
Признаки (свойства) предметов (цвет, размер, форма). Сравнение трёх и более предметов (фигур) по размеру (больше — меньше, длиннее — короче, такой же по длине, выше — ниже, шире — уже и др.), по форме (круглый, некруглый, треугольный, прямоугольный, квадратный, такой же по форме и др.), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов).
Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических фигур. Составление (продолжение) ряда по заданному правилу.
Длина. Упорядочивание предметов по длине. Уравнивание длин двух предметов.
Подбор предметов по заданной длине. Свойство транзитивности отношений: длиннее — короче, выше — ниже, шире — уже и др., его использование при выполнении заданий.
Построение (дополнение) ряда предметов, геометрических фигур (таблиц) по заданному правилу.
Сравнение предметов по массе (на руках и с помощью чашечных весов без гирь).
Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.).
Временные представления: раньше — позже; вчера, сегодня, завтра. Неделя. Дни недели. Отсчёт дней недели по порядку от любого дня недели. Времена года. Их последовательность.
Неделя, месяц, год. Уточнение понятия «месяц» (как правило, четыре недели составляют месяц).
Определение времени по часам (по часовой стрелке). Простейшее сравнение времени (больше трех часов, меньше пяти часов и т. п.).
Цифры и числа от 1 до 9. Число О. Число 10
Счёт предметов. Сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше, столько же). Устная нумерация: названия, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка двумя способами.
Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов в этом ряду, возможность продолжить числовой ряд дальше от любого элемента.
Счёт в прямом и обратном порядке. Независимость количества предметов в группе от их свойств, способа и порядка пересчёта. Порядковый счёт, его отличия от счёта количественного.
Моделирование цифр из плоскостных элементов (треугольников, прямоугольников и др.).
Десяток. Счёт десятками.
Равенство, его обозначение в математике. Знак «=».
Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций сложение и вычитание, название и обозначение этих действий (знаки «+», «-»).
Целое и часть.
Состав чисел первого десятка из двух слагаемых.
Задача. Отличие задачи от рассказа. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал.
Составление задачи по схематическому рисунку и схематического рисунка по задаче. Формирование начальных представлений об универсальности математических способов познания мира (одна и та же модель для задач с различными сюжетами).
Простейшие геометрические фигуры: отрезок, круг, многоугольник (треугольник, четырёхугольник, в том числе прямоугольник, квадрат). Отличие многоугольника от круга.
Получение отрезка прямой сгибанием бумаги. Отрезок как сторона многоугольника. Линейка — инструмент для вычерчивания отрезка.
Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу.
Содержательно-логические задания на более сложном математическом материале на развитие:
внимания (лабиринты, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, игры «Весёлый счёт», «Исправь ошибки» и др.);
воображения (деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую; подсчёт общего количества изображений одной и той же фигуры на контурном рисунке; дополнение заданной фигуры до целого с выбором нужных частей из нескольких предложенных);
памяти (зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала; зрительные и слуховые диктанты на математическом материале с определением закономерности следования элементов);
мышления (выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания; проведение простейших логических рассуждений, сравнение объектов по разным признакам, классификация объектов, чисел, геометрических фигур и др. по заданным условиям).
Планируемые результаты:
— ориентироваться на листе бумаги (вверху справа, внизу слева, в центре и др.), на плоскости и в пространстве (передвигаться в заданном направлении: вверх, вниз, направо, налево, прямо и т. д.);
— определять взаимное расположение предметов (правее, левее, выше, ниже, между и т. д.);
— сравнивать предметы по длине, массе, используя практические действия; упорядочивать их;
— называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа;
— сравнивать количество предметов в двух группах (больше, меньше, столько же);
— определять количество предметов в заданной группе и устно обозначать результат числом;
— объяснять (на предметах, предметных рисунках) конкретный смысл действий сложение и вычитание;
— различать и называть простейшие геометрические фигуры (отрезок, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг), находить их прообразы в окружающем мире;
— воспринимать учебно-познавательную задачу и способы её решения;
— проводить мыслительные операции на несложном материале (сравнивать объекты, указывая их сходство и различия, проводить классификацию объектов по заданным признакам, выявлять закономерности и использовать их для выполнения заданий, проводить простейшие логические рассуждения и др.)
Календарно-тематическое планирование предмета
МАТЕМАТИКА
№ урока | Дата | Кол-во часов | Тема урока | Примечание | |
план | факт | ||||
2 | Признаки (свойства) предметов | ||||
1 | 1 | Признаки предметов( размер, цвет, форма) | |||
2 | 1 | Больше? Меньше? Столько же? | |||
1 | Пространственные отношения | ||||
3 | 1 | Пространственные отношения. Справа, слева, вверху, внизу. | |||
1 | Временные представления. | ||||
4 | 1 | Временные представления: раньше-позже; вчера, сегодня, завтра. | |||
4 | Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число10. | ||||
5 | 1 | Счет предметов. Сравнение предметов по количеству, цвету. | |||
6 | 1 | Цифры и числа от 0 до 10. | |||
7 | 1 | Равенство, его обозначение в математике. Знак «=» | |||
8 | 1 | Сложение и вычитание чисел. Смысл арифметических операций сложения и вычитания, название и обозначение этих действий (знак «+», «-») | |||
1 | Геометрические фигуры | ||||
9 | 1 |
Простейшие геометрические фигуры. Круг. Многоугольник. Прямоугольник. Квадрат. |
Предмет « Окружающий мир»
представлен курсом «ЗЕЛЁНАЯ ТРОПИНКА»
Пояснительная записка
Курс «Зеленая тропинка» нацелена на развитие детей, формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный курс представляет собой первый для малышей опыт систематизации и научной коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественнонаучным дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на занятиях. Содержание программы строится как синтез различных составляющих естественнонаучного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе.
В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т. д. При этом большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом, осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы.
Содержание
Окружающий мир и наша безопасность
Красота и разнообразие окружающего мира. Радость познания мира, общения с людьми. Всегда ли окружающий мир безопасен для нас? Рассуждения о потенциально опасных для человека объектах и ситуациях.
Правила безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Противопожарная безопасность. Правила поведения при контактах с незнакомыми людьми.
Звёзды, Солнце и Луна
Наблюдение звёздного неба (с помощью взрослых), выделение отдельных созвездий (двух-трёх). Солнце и его роль для жизни на Земле. Наблюдение Луны на небе (с помощью взрослых). Моделирование расположения Солнца, Земли и Луны относительно друг друга. Игра «Путешествие на Луну».
Приключения солнечного зайчика. Наблюдение световых лучей, игры с солнечным зайчиком, совместное сочинение сказки о солнечном зайчике. Свет и тень: постановка
сценок театра теней.
Радуга — украшение мира. Рассказы детей о своих впечатлениях от наблюдения радуги. Докрашивание радуги на рисунке.
Правила безопасности при наблюдениях за звёздами, Луной, Солнцем, играх с солнечным зайчиком. Как солнечный луч может поджечь лес и как этого избежать.
Чудесный мир растений и грибов
Растения нашей местности: распознавание их в природе (с помощью атласа-определителя). Травянистые растения. Кустарники. Деревья. Декоративные растения; раскрашивание изображений, рисование, изготовление аппликаций. Лепка из пластилина овощей и фруктов, различающихся размерами, формой, цветом. Выращивание детьми растений из семян. Съедобные и ядовитые растения, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Лекарственные растения.
Мхи и папоротники — тоже растения. Рисование мха и веточки папоротника по натуральному образцу.
Грибы — не растения. Разнообразие грибов, их распознавание на рисунках, муляжах и в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений. Съедобные и ядовитые грибы, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков.
Отношение человека к растениям и грибам: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики».
Правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов.
Наши друзья животные
Животные нашей местности. Обитатели живого уголка. Домашние животные. Породы собак. Рисование своего домашнего питомца.
Насекомые (бабочки, жуки и др.), их распознавание на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений. Коллективное изготовление модели «Бабочки на лугу» (склеивание изображений бабочек, украшение ими картины или макета цветущего луга).
Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме, обсуждение условий, необходимых для жизни рыб. Разнообразие рыб, сравнение их по размерам, форме тела, окраске, выявление связи между особенностями строения и условиями жизни рыб. Мысленное достраивание изображений «спрятавшихся» рыбок.
Наблюдение за поведением воробьев, галок, ворон и других птиц ближайшего природного окружения (особенности передвижения, питания, издаваемых звуков, взаимоотношений с другими птицами и т. д.). Разнообразие птиц, сравнение их по размерам и окраске. Расположение изображений птиц в порядке увеличения (уменьшения) размеров.
Наблюдение за белкой и зверьками из живого уголка. Разнообразие зверей, сравнение их по размерам, форме тела, окраске. Расположение изображений зверей в порядке увеличения (уменьшения) размеров.
Лепка и раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей, распознавание их на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя).
Лягушки, улитки, черви — тоже животные. Необходимость бережного отношения к ним. Раскрашивание изображений улитки и дождевого червя.
Отношение людей к животным: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики».
Правила безопасности при встречах и общении с животными.
Круглый год
Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года, их важнейшие признаки. Моделирование последовательности времён года. Выявление причинно-следственных связей между различными сезонными изменениями (положение солнца, погода, жизнь растений и животных, занятия людей), их отображение с помощью простейших моделей.
Различное отношение человека к природе (на основе наблюдения примеров положительного и отрицательного отношения и материалов книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики»). Оценка поведения человека в природе (собственного и окружающих), простейшие правила поведения.
Правила безопасности в различные сезоны года. Безопасность на воде, на льду, на скользкой дороге. Предупреждение простудных заболеваний.
Планируемые результаты:
— владеть универсальными предпосылками учебной деятельности — уметь работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
— распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных; перечислять в правильной последовательности времена года и кратко характеризовать их признаки;
— применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых познавательных задач, предлагать собственный замысел конструктивной деятельности и воплощать его в рисунке, поделке, модели и т.д.;
— проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, соблюдать элементарные правила безопасности дорожного движения и безопасного поведения в мире природы;
— проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному окружению, соблюдать простейшие правила поведения в природе.
Календарно-тематическое планирование предмета
« Окружающий мир»
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
По плану | Фактич. | |||
1 | Человек и природа. | 1 | ||
2 | Неживая и неживая природа | 1 | ||
3 | Растительный и животный мир | 1 | ||
4 | Домашние животные. Обитатели живого уголка. Наши друзья-животные. | 1 | ||
5 | Зелёное чудо - растения. Части растений. Разнообразие деревьев. | 1 | ||
6 | Овощи и фрукты. | 1 | ||
7 | Травянистые растения. Кустарники. | 1 | ||
8 | Съедобные и несъедобные ягоды. Мхи и Папоротники. Грибы. | 1 | ||
9 | Звёзды, солнце и луна. Откуда взялась радуга? | 1 |
ЛИТЕРАТУРА:
Федосова Н. А. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет. Просвещение,2012
Калмыкова А.А. Система занятий со старшими дошкольниками по программе « Преемственность». Подготовка к освоению программ « Школа России» и « Перспектива».Учитель,2014
Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. Просвещение, 2013.
Волкова С. И. Математические ступеньки. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение, 2013.
Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение,2013.