TPL_ACCESSIBILITY_VIEW_SETTINGS

TPL_ACCESSIBILITY_FONTSIZE
TPL_ACCESSIBILITY_SITE_COLOR
TPL_ACCESSIBILITY_SHOW_IMAGES

TPL_ACCESSIBILITY_SETTINGS

Методические рекомендации

для общеобразовательных учреждений Краснодарского края

о преподавании     музыки  в 2012– 2013 учебном году

 

 

1. Нормативно-правовые документы

 

Преподавание предмета в 2012 – 2013 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

1. Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089            «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

2. Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312                «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. N 889).

3. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263                            «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 июня 2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312».

1.     5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. N 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год». Подробная информация о рекомендуемых учебниках представлена на сайте http://fp.edu.ru/asp.

6. Письмо департамента образования и науки Краснодарского края                от 6 апреля 2010 года № 47-3315/10-14 «О рекомендациях по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения».

7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта» начального общего образования   http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195 , http://mon.gov.ru/files/materials/7195/373.pdf 

8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. N 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373»  http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195 ,

 http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m1241.html

9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195 , http://mon.gov.ru/files/materials/7195/1897.pdf .

10. Постановление Министерства здравоохранения РФ, Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. N 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 N 45, с изменениями, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.12.2008 N 72).

11. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН  2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (ВСТУПАЮТ В ДЕЙСТВИЕ С 01.09.2011)


2. Учебно-методическое обеспечение

 

2.1. Основное общее образование

Подробная информация о современных УМК по музыке (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах:

1.     http//www.prosv.ru , 

2.      http//www.drofa.ru,

3.      http//www.vgf.ru .

4.     http://netedu.ru/

5.     http://www.openclass.ru/stories/210094

6.     http://my-shop.ru/shop/books/126064.html?partner=00509

7.     http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink

8.     http://window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=11303

Наиболее часто используемыми для общеобразовательных учреждений Краснодарского края являются:

1.                     Программы образовательных учреждений «Музыка». 1 – 8 классы / авт. кол. под руковод. Д.Б. Кабалевского. М., «Просвещение», 2008.

Вместе с тем возможно использование следующих изданий:

2. Алеев В.В., Науменко Т.И. Учебно-методический комплект «Музыка». 1 – 8 классы общеобразовательных учебных заведений.  Учебники, дневники музыкальных наблюдений, творческие тетради для учащихся, фонохрестоматия для учащихся, хрестоматия музыкального материала для учителя. – М.: Дрофа, 2009 - 2012.

3. Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Учебно-методический комплект «Музыка». 1 – 9 классы.  Учебники,  творческие тетради для учащихся, фонохрестоматия для учащихся, хрестоматия музыкального материала для учителя методические пособия для учителя. – М.: «Просвещение», 2009 – 2012.

4. Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. Учебно-методический комплект «Музыкальное искусство». 1 – 8 классы. Учебники, блокноты для учащихся, хрестоматии музыкального материала, методические пособия для учителя. М., Вентана-Граф, 2010 – 2012.

Для ОУ края, являющимися пилотными площадками по внедрению ФГОС ООО рекомендуется  учебники, включенные в Федеральный перечень:

1.     Алеев В.В., Науменко Т.И. Учебно-методический комплект «Музыка». 1 – 8 классы общеобразовательных учебных заведений.  Учебники, дневники музыкальных наблюдений, творческие тетради для учащихся, фонохрестоматия для учащихся, хрестоматия музыкального материала для учителя. – М.: Дрофа, 1998 – 2011.

2.      Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Учебно-методический комплект «Музыка». 1 – 9 классы.  Учебники,  творческие тетради для учащихся, фонохрестоматия для учащихся, хрестоматия музыкального материала для учителя методические пособия для учителя. – М.: «Просвещение», 1998 – 2011.

3.     4. Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. Учебно-методический комплект «Музыкальное искусство». 1 – 8 классы. Учебники, блокноты для учащихся, хрестоматии музыкального материала, методические пособия для учителя. М., Вентана-Граф, Баласс, 2000 – 2011.

 

В помощь учителю музыки в преподавании предмета и подготовке к итоговой аттестации выпущены следующие издания:

1.     Затямина Т.А. Современный урок музыки. М, «Глобус», 2010. – 170с.

 

1.    Дополнительную информацию можно найти на сайтах:

1. http://www.idppo.kubannet.ru

2. http://www.gas.kubannet.ru

 

Количество часов, предусмотренное для изучения музыки  в  1 – 9 классах, в соответствии с федеральным БУП, следующее:

 

Наименование предмета

Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Музыка

1

1

1

1

1

1

1

0,5 (1)*

0,5 (1)*

 

*Обращаем внимание, что дополнительные часы на изучение  предмета могут быть добавлены из компонента общеобразовательного учреждения.

 

3. Особенности преподавания музыки

в 2012-2013 учебном году

 

В 2012-2013 учебном году в преподавании музыки обращаем внимание на следующие особенности:

1.  Основной акцент  необходимо сделать на  самостоятельной, поисковой и творческой  работе учащихся, их проектной деятельности (программа Г.П.Сергеевой - Е.Д.Критской).

2.  Художественно-педагогическая идея (термин Л.Горюновой) должна стать основой для каждого урока, что будет способствовать осмыслению ценностной основы музыкального искусства.

3.  Необходимость разнообразия видов деятельности на уроке.

В рамках реализации практической части рекомендуем:

1.  Усиление культурологического подхода на основе синтеза искусств в содержании каждого урока.

2.  Необходимость применения цифрового образовательного ресурса в учебной и внеклассной работе учителя и учащихся (подробную информацию можно найти на сайте   http: //www.fcior.edu.ru).

 

 

 

4. Рекомендации по работе с одарёнными детьми в рамках преподавания музыки  в 2012-2013 учебном году

 

Работа с одаренными учащимися, успешными в обучении школьниками, интересующимися музыкой, может быть организована в рамках кружковой деятельности или факультатива, а также на базе учреждений дополнительного образования.

Необходимо обратить внимание на развитие творческих способностей, общую креативность, желание заниматься творчеством. Поскольку выявление творческих способностей ребенка нельзя осуществить сразу, а большинство диагностик являются достаточно дискуссионными, для эффективного выявления музыкальных способностей детей можно использовать краткосрочные программы дополнительного художественного образования детей, предусматривающие совместное творчество детей и преподавателей в области вокального или инструментального музицирования, например:

1. Л.Л.Алексеева. Песня – верный друг навсегда. (18 ч.)

2. И.С.Красильников. Человек – оркестр (музицировние на клавишном синтезаторе). (16 ч.)

Эти и другие программы дополнительного художественного образования детей можно найти в сборнике «Программа дополнительного художественного образования детей в каникулярное время».

В целях поддержки одаренных детей рекомендуется взаимодействие с краевым Центром дополнительного образования для детей (г. Краснодар, ул. Красная, 76, тел. 259-83-87), а также (для города Краснодара) – с Центром дополнительного образования для детей «Малая академия» (г.Краснодар, ул. Чапаева, 85/1, тел. 259-45-03, 255-53-36). Также рекомендуется взаимодействие с Межшкольным эстетическим центром (г. Краснодар, ул. Тюляева, 33), Детскими школами искусств г. Краснодара.

В данных учреждениях не только проводятся занятия с одарёнными детьми, но и осуществляется помощь в подготовке к конкурсу научно-исследовательских проектов учащихся «Эврика».

 

5. Предпрофильное обучение

 

Базисным учебным планом в IX классах в рамках предпрофильной подготовки введены элективные курсы (курсы по выбору).

В преподавании элективных курсов возможно использовать:

1. Сергеева Г.П. Элективный курс «Жанровое разнообразие музыки» (18 ч.) - Программы  общеобразовательных учреждений  «Музыка. 1 – 7 классы. Искусство. 8 – 9 классы». М., «Просвещение», 2010.

2. Сергеева Г.П. Элективный курс «Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее» - Программы  общеобразовательных учреждений  «Музыка. 1 – 7 классы. Искусство. 8 – 9 классы». М., «Просвещение», 2009.

Для проведения курсов по выбору рекомендуем использовать  следующие учебные пособия:

1. Рапацкая Л.А. Русская музыка в школе: пособие для учителя музыки  и МХК / Л.А.Рапацкая, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М., 2003.

2. Сокольникова Н.М. История стилей в искусстве / Н.М.Сокольникова, В.Н.Крейн. – М., 2006.

3. Учимся понимать музыку. Обучающий курс. - CD-ROM. – М., Кирилл и Мефодий, 2007.

4. Шедевры музыки. - CD-ROM. – М., Кирилл и Мефодий, 2001.

5. Энциклопедия классической музыки. – CD-ROM. – М., Коминфо, 2001.

 

6. Использование оборудования

для оснащения кабинета музыки

в 2012-2013 учебном году

 

Перечень оборудования для оснащения кабинета содержится в письме  Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2005г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений», приказе Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. N 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

Полный перечень оборудования для оснащения кабинета музыки представлен также в Приложении 3 к сборнику Программ  общеобразовательных учреждений  «Музыка. 1 – 7 классы. Искусство. 8 – 9 классы»  (М., «Просвещение», 2010) на с. 121 – 127, а также в Приложении 3 к сборнику  «Аттестация учителей и педагогов дополнительного образования. Музыка. ИЗО. МХК. Методические рекомендации» (Москва, Айрис пресс, 2007, с. 114 – 122).

В целях рационального использования оборудования в кабинете музыки, повышения качества преподавания необходимо наличие в кабинете:

1) Учебно-практическое оборудование (музыкальные инструменты – фортепиано, баян или аккордеон, скрипка, гитара, клавишный синтезатор; комплект детских музыкальных инструментов, комплект народных инструментов; звуковоспроизводящей аппаратуры – музыкальный центр, микрофоны, усилители звука,  динамики).

2)  Экранно-звуковые пособия.         

3) Цифровые образовательные ресурсы.

4) Печатные пособия.

5) Библиотечный фонд.

 

 

 

Заведующая кафедрой здоровьесберегающих технологий

и эстетического образования                                                               В.А.Гуляева

 

Доцент кафедры,  курирующий преподавание музыки                 Е.В.  Покладова