TPL_ACCESSIBILITY_VIEW_SETTINGS

TPL_ACCESSIBILITY_FONTSIZE
TPL_ACCESSIBILITY_SITE_COLOR
TPL_ACCESSIBILITY_SHOW_IMAGES

TPL_ACCESSIBILITY_SETTINGS

Методические рекомендации

для общеобразовательных учреждений Краснодарского края

о преподавании ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА в 2012– 2013 учебном году

 

 

1. Нормативно-правовые документы

 

Преподавание предмета в 2012 – 2013 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

1.Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями, внесёнными приказами Министерства образования России от 9 марта 2004 года № 1312, от 20 августа 2008 г. № 241, от  30 августа 2010 г. № 889, от 3 июня 2011 г. № 1994, от 31 января 2012. № 69, от 1 февраля 2012 г. № 74 (вступает в силу с 1 сентября 2012  г.).

2.Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»,

3.Письмо департамента образования и науки Краснодарского края от 6 апреля 2010 года № 47-3315/10-14 «О рекомендациях по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения».

4.Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 25 октября 2011 года № 5811 «Об определении перечня профилей, открываемых в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края в 2012-2013 учебном году,  и предметах  по выбору для сдачи экзаменов в ходе государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов, проводимой территориальными экзаменационными комиссиями» с изменениями от 28.02.2012 № 846.

5.Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 10.07.2012 № 5563 «О примерных учебных планах для общеобразовательных  учреждений Краснодарского края».

6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год». Подробная информация о рекомендуемых учебниках представлена на сайте http://fp.edu.ru/asp .

7.Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН  2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29 июня 2011 г.).

8.Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 № 1241, от 22 сентября 2011 № 2357. http://mon.gov.ru/files/materials/7195/373.pdf , http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195 .

9.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf .

10.Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 09.04.2010 № 1063 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными (апробационными) площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями от 6.09.2010 № 3044.

11.Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 27.02.2012 № 802 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

12.Письмо департамента образования и науки Краснодарского края от 10.07.2012  № 47-10721/12-14 «Об учебных планах образовательных учреждений, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в 2012-2013 учебном году».

 

 

2. Учебно-методическое обеспечение

 

2.1. Начальное общее образование

 

Подробная информация о современных УМК по иностранному языку (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах:

1. http://fp.edu.ru/asp

  2. http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/8267

В помощь учителю иностранного языка в преподавании предмета и  в связи с переходом на ФГОС второго поколения необходимо пользоваться методическими рекомендациями, которые имеются в «Книгах для учителя» к УМК по иностранному языку для начальной школы.

 Количество часов в неделю, предусмотренное для изучения иностранного языка  во   2– 4 классах, в соответствии с федеральным БУП, следующее:

 

Иностранный язык

класс

2

3

4

количество часов

2

2

2

 

2.2. Основное общее образование

 

Подробная информация о современных УМК по иностранному языку (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах:

1. http://fp.edu.ru/asp

  2. http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/8267

 

Полная информация об учебно-методическом обеспечении содержится в письме ГОУ Краснодарского края ККИДППО от 29 января 2010 г. № 01-20/249 «Информация о приоритетных направлениях учебно-методического обеспечения образовательного процесса в ОУ Краснодарского края» (http://www.idppo.kubannet.ru/ru/structure/cathedra/3-12-07-02.html ).

 

В помощь учителю иностранного языка в преподавании предмета и  в связи с переходом на ФГОС второго поколения следует пользоваться методическими рекомендациями, которые имеются в «Книгах для учителя» к УМК по иностранному языку для основной общей школы.

В соответствии с федеральным БУП и приказом департамента образования и науки Краснодарского края от 10.07.2012 № 5563 «О примерных учебных планах для общеобразовательных  учреждений Краснодарского края» количество часов, предусмотренное для изучения иностранного языка  в 5 – 9 классах, следующее:

 

Иностранный язык

 

класс

5

6

7

8

9

количество часов

3

3

3

3

3

 

Обращаем внимание, что дополнительные часы на изучение того или иного предмета могут быть добавлены из компонента общеобразовательного учреждения.

 

2.3. Среднее (полное) общее образование

 

 При выборе профиля рекомендуем руководствоваться следующими приказами департамента образования и науки Краснодарского края от 25 октября 2011 года № 5811 «Об определении перечня профилей, открываемых в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края в 2012-2013 учебном году,  и предметах  по выбору для сдачи экзаменов в ходе государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов, проводимой территориальными экзаменационными комиссиями» с изменениями от 28.02.2012 № 846.

Подробная информация о современных УМК по иностранному языку (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах:

1. http://fp.edu.ru/asp

  2. http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/8267

  Для качественной подготовки к ЕГЭ  использовать учебники, имеющие гриф Минобрнауки России и включенные в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012/2013 учебный год.

К экзамену можно готовиться по пособиям, включенным в следующие перечни, размещенные на сайте ФИПИ:

- перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ;

- перечень учебных пособий, имеющих гриф «Допущено ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях».

В соответствии с федеральным БУП и приказом департамента образования и науки Краснодарского края от 10.07.2012 № 5563 «О примерных учебных планах для общеобразовательных  учреждений Краснодарского края» количество часов,  предусмотренное для изучения иностранного языка в 10-11 классах,  следующее:

Наименование уровня, профиля

Предмет

Средняя (полная) школа

(часы в неделю)

10  кл.

11  кл.

Базовый уровень

Иностранный

язык

3

3

Профильный уровень

 Филологический профиль

1й иностранный язык

6

6

2й иностранный

язык

2

2

 

На старшей ступени общего образования (10-11 классы) создается система профильного обучения, направленная на обеспечение индивидуализации и дифференциации учебного процесса за счёт изменений в его структуре, содержании и организации.

   Языковая подготовка учащихся не ограничивается курсом иностранного языка профильного уровня. У учащихся будет возможность продолжить изучение иностранного языка или его аспектов, а также использовать его в качестве средства образования и самообразования за счёт элективных курсов, таких как:

- Вводный курс делового письма. 10-11 классы., Т.О. Догаева- М.: Дрофа, 2006.;

- Франция, которую я люблю. 10-11 классы., О.М. Козаренко - М.: Дрофа,2005.;

-  Туризм. 10-11 классы., Л.В. Кнодель- М.: Дрофа, 2006.;

- Английский язык для начинающих переводчиков. 10-11 классы., Т. М. Шепеленко- М.:Вентана-Граф, 2007.;

- Деловой немецкий. 10-11 классы., И.Н.Семёнова, Е.В.Лясковская- М.:Просвещение, 2011.;

- Английский язык для филологического профиля. 10-11 классы., Т.В.Лысенко, Н.В.Муха и др.- М.:Вентана-Граф, 2007 и др.

На кафедре иностранных языков ККИДППО можно ознакомиться с  программами, составленными учителями г.Краснодара и Краснодарского края, а также воспользоваться в работе сборниками программ элективных курсов, разработанных педагогами-победителями краевого (заочного) конкурса 2004-2005г.г., 2005-2006 г.г. / Краснодар: «Мир Кубани», 2005, 2006.

 

3. Особенности преподавания иностранного языка

в 2012-2013 учебном году

Основное назначение обучения иностранному языку состоит в формировании иноязычной и коммуникативной компетенции, т.е.  способности и готовности осуществлять иноязычное, межличностное и межкультурное общение с носителями языка, что делает необходимым переосмыслить цели и задачи, содержание и технологии обучения иностранным языкам, учитывая при этом уже накопленный отечественный и зарубежный опыт. Таким образом, содержание обучения иностранным языкам направлено на реализацию его основных целей, на развитие у школьников культуры общения в процессе формирования всех составляющих иноязычной коммуникативной компетенции и определяется также следующими документами и материалами:

 

      1.

Федеральный перечень учебников на 2012-2013 учебный год, (представлен на сайте http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/8267 ).

      2.

Примерные программы по иностранным языкам// Новые государственные стандарты по иностранному языку: 2 – 11 классы/ Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ. Астрель, 2004.

      3.

 «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа». М., «Просвещение», 2010.

      4.

«Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа». М., «Просвещение», 2011.

      5.

«Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы». М., «Просвещение», 2010.

     6.

Авторские программы

 

Указанные программы служат ориентиром для разработки рабочих программ и создают условия для творчества учителя.

При разработке рабочих программ и составлении календарно-тематического планирования необходимо руководствоваться письмом департамента образования и науки Краснодарского края от 6 апреля 2010 года № 47-3315/10-14                    «О рекомендациях по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения» (для образовательных учреждений не участвующих в эксперименте по внедрению ФГОС второго поколения).

Обращаем Ваше внимание на структуру рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС начального общего (все образовательные учреждения) и основного общего образования (пилотные школы):

Пояснительная записка

1. Важность курса в образовании школьника

2. Цели и задачи курса

3. Таблица тематического распределения количества часов

4. Перечень контрольных работ

Общая характеристика курса

1.Особенности построения курса по конкретному учебно-методическому

комплекту

Описание места учебного предмета в учебном плане ОУ

1.Сколько часов, в каких классах

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Содержание курса

1.Содержание курса из примерной программы

Результаты освоения курса

1. Личностные

2. Метапредметные

3. Предметные

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Календарно-тематическое планирование

 

При составлении календарно-тематического планирования кафедра считаем целесообразным,  разделить графу «Даты проведения уроков» на планируемую и фактическую дату.

При выборе учебников учителям следует придерживаться одной из предметных линий, чтобы  обеспечить содержательную и дидактическую преемственность  в преподавании иностранного языка. Подробная информация о современных УМК по иностранному языку (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах:

1. www.prosv.ru

2. www.titul.ru

3. www.vgf.ru

4. www.drofa.ru,

а также изложена в Интернет - справочнике  на сайте http://fp.edu.ru/asp/

Перечень учебников, вошедших в Федеральный перечень учебников на 2012-2013 учебный год, представлен на сайте http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/8267.

Завершенными линиями для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающими преемственность на этих этапах обучения, считаются УМК, входящие в федеральный перечень учебно-методических и методических изданий и имеющие в своем составе УМК для 2-4, 5-9, 10-11, 2-11 классов.

 

 

В 2012-2013 учебном году в преподавании иностранного языка обращаем внимание на следующие особенности:

Календарно-тематическое планирование (далее - КТП) составляется на основе рабочей программы. Рекомендованное количество часов на изучение той или иной темы не более 12. При условии, если тема рассчитана на большее количество часов, она разбивается на подтемы, исключение составляет «Устный вводный курс», который делить нецелесообразно.

Например:

1.                По странам изучаемого языка (16 часов)

1.1.        Географическое положение (4 часа)

1.2.        Административное деление (4 часа)

1.3.        Столицы и их достопримечательности (8 часов)

Записи, сделанные в классном журнале, должны соответствовать КТП и отражать основную тему и цель урока. Тема урока и домашнее задание записываются на русском языке.

Перечень и количество контрольных работ:

В первый год обучения проводится только текущий контроль.

3-4 классы – 4 контрольные работы в четверть (контролируется владение учащимися основными видами речевой деятельности: говорением, чтением, письмом, аудированием).

5-9 классы– 4 контрольные работы в четверть (контролируется владение учащимися основными видами речевой деятельности: говорением, чтением, письмом, аудированием), кроме 1 четверти в V классе, с целью адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднюю. 

10-11 классы- 4 контрольные работы в полугодие.

Возможно проведение комплексных контрольных работ, предложенных авторами УМК, что должно быть отражено в рабочей программе в разделе «Перечень контрольных работ»

При условии увеличения количества часов  увеличивается и количество контрольных работ (например, контроль говорения: диалогическая и монологическая речь).

При планировании контрольных работ необходимо предусмотреть их равномерное распределение в течение всей четверти или полугодия во избежание перегрузок учащихся.

Ведение рабочих тетрадей и словарей.

В состав современных УМК по иностранному языку входят глоссарий и рабочие тетради для учащихся с графической основой. При условии  использования всех составляющих УМК рекомендовано ведение одной дополнительной тетради в клетку для выполнения упражнений, творческих заданий, которые не вошли в рабочие тетради и представляют интерес для учащихся.

Письменные контрольные работы проводятся на двойных листах, анализируются, прошиваются и хранятся в течение учебного года.

 

 Рекомендации по работе с одарёнными детьми в рамках преподавания иностранного языка в 2012-2013 учебном году

 

Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель.

Способные, а тем более одаренные дети, быстро схватывают объяснения учителя, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями. Им недостает темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности. Необходимо изыскать возможность и направить эти качества и способности во благо ученику, учителю и учебному заведению.

 При работе с одарёнными детьми рекомендуем обратить внимание на следующие направления деятельности:

- работа по подготовке к олимпиадам разного уровня;

- работа по подготовке учащихся к научно-практическим конференциям;

- функционирование летней языковой школы, летних языковых лагерей;

- международные культурно-образовательные обмены. 

Целесообразным в этой связи является взаимодействие с Краевым центром дополнительного образования для детей (г. Краснодар, ул. Красная, 76, тел. 259-84-01, адрес сайта – www.cdodd.ru ), а также (для города Краснодара) – с Центром дополнительного образования для детей «Малая академия» (г.Краснодар, ул. Чапаева, 85/1,  тел. 259-45-03, 255-53-36).

В данных учреждениях не только проводятся занятия с одарёнными детьми, но и осуществляется помощь в подготовке к конкурсу научно-исследовательских проектов учащихся «Эврика».

4. Предпрофильное обучение

Базисным учебным планом в IX классах в рамках предпрофильной подготовки введены элективные курсы (курсы по выбору).

Для организации предпрофильной подготовки необходимо провести анкетирование учащихся 8 класса с целью определения сферы их интересов в области филологии.

По результатам анкетирования в 9 классе могут быть рекомендованы следующие курсы предпрофильной подготовки:

- предметно-ориентированный курс «Иностранный язык»;

- межпредметный (ориентационный) курс;

- комбинация различных курсов/модулей из двух вышеперечисленных типов.

 Формы обучения могут быть как академическими, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии:

- коммуникативно-направленная групповая работа;

- проектно-исследовательская деятельность;

- индивидуально-творческая деятельность, в том числе с использованием мультимедийных средств.

В качестве конечных продуктов самостоятельной деятельности девятиклассников, в том числе проектной деятельности, могут быть: рефераты, доклады на иностранном языке, настенные коллажи и т.д. 

Результатом совместной деятельности учащихся могут быть: организация и проведение конференций, выставок с приглашением гостей (родителей, учащихся, учителей других классов и школ).

Для лучшего осознания своих учебных умений, достижений, рефлексии и самооценки  учащимся рекомендуется  вести портфолио.

 

 

5. Использование оборудования

для оснащения кабинета иностранного языка в 2012-2013 учебном году

 

Эффективность усвоения учащимися учебного материала во многом зависит от того, как организован и осуществляется учебно-воспитательный процесс. Наряду с научно-обоснованной учебной программой курса, оптимальной методикой проведения занятий важной представляется наличие соответствующей современным тенденциям в образовании учебно-материальной базы (УМБ), необходимых передовых средств обучения. Под УМБ понимается, прежде всего, предметный кабинет и его оснащение различными материальными средствами обучения, соответствующими развитию науки, техники и педагогики, а также требованиям документов Министерства образования и науки РФ.

Перечень оборудования для оснащения кабинета содержится в письме  Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2005г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений», приказе Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г.    N 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

Обращаем внимание, что данный документ  выполняет функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, они могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений. В современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в практику преподавания принципиально новые носители информации (в первую очередь мультимедийные). Многие средства и объекты материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми, поскольку их использование призвано обеспечить не только преподавание конкретных предметных тем, но и развитие умений и навыков учащихся. Перечень оборудования для оснащения кабинета также представлен на сайте www.edu.kubannet.ru .

В целях рационального использования оборудования в кабинете, повышения качества преподавания необходимы:

1.     Сочетание в преподавании новейших информационных технологий и словесно-логического, наглядного способов передачи знаний.

2.     Активизация применения информационно-компьютерных технологий на уроках. Компьютер должен рассматриваться как обучающая машина, открывающая новые возможности для преподавателя и для учащихся. Идеальный вариант оптимизации обучения предмету: использование готовых программных продуктов при проведении лекций, тестирования, изучения исторических источников, дидактических компьютерных сред и программных комплексов, содержащих справочники, обучающие и контролирующие блоки, динамическую графику с конкретной тематикой.

3.     Сохранение накопленного опыта, собранного методического материала, иллюстраций и текстовых подборок в электронном виде.

4.     Наличие подключения к Интернету, что позволит регулярно пополнять собственную коллекцию цифровых ресурсов. При этом представляется необходимым обязательное копирование наиболее важных материалов. По статистике, средний срок жизни сайта в Интернете не превышает полутора-двух лет, и обнаруженный однажды качественный ресурс через некоторое время может оказаться недоступным. При наличии TV-тюнера возможно производить запись телевизионных программ и их кодировку в формат, пригодный для демонстрации на оборудовании, установленном в кабинете.

5.     Наличие внутренней сети в ОУ, в которой могут быть выделены две отдельные папки (подраздела): «Методические материалы» (предоставляется только учителям) и «Ресурсы по иностранному языку» (открыта для всех, но с дифференциацией возможностей: учащиеся могут открывать и копировать необходимые документы; учителя обладают правом размещать и удалять файлы).

6.     В календарно-тематическом планировании необходимо указывать использование учебного оборудования кабинета.

      7. Использовать компьютерные обучающие программы как вспомогательное средство при обучении произношению, устной речи, чтению, письму, при отработке грамматического материала.

 

Заведующий кафедрой иностранных языков

О.С. Науменко