foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
foto5
образование

МЕНЮ

ПРОГРАММА патриотического воспитания школьников

                                                        

 

 

Утверждено

решением педагогического совета школы

протокол №1 от 30.08.2014 года

председатель _______  Н.П.Ополева

 

ПРОГРАММА

патриотического воспитания школьников

МАОУ СОШ№12 ст. Михайловской

 

 

«Знать, чтобы помнить,

помнить, чтобы гордиться»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Историческое значение

 каждого человека измеряется его заслугами Родине,

а человеческое достоинство – силою его патриотизма»

 

Н.Г.Чернышевский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Современное состояние общества, смена духовных ценностей, разрушающее воздействие пропаганды в СМИ чуждых идеалов и стереотипов оказали негативное влияние на общественное сознание большей части молодёжи, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

         Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике.

          Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач общеобразовательной  школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается процесс  формирования у учащихся любви к своей Родине, чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого, постоянная готовность к её защите. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.

          Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания.

        Программа разработана в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2014 - 2018 годы»

      В Программе отражены основные цели, задачи, направления,  мероприятия по развитию системы патриотического воспитания обучающихся, а также условия, средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию в МАОУ СОШ №12 ст. Михайловской   на период с 2014 по 2018 годы.

       Программа имеет школьный статус и ориентирована на учащихся 1-11-х классов. Она имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

 

 

     

Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

 

Концептуальные идеи программы

 

Необходимость работы по патриотическому воспитанию школьников в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения. Последнее десятилетие XX века активно разрушался фундамент, на котором десятки лет строилось патриотическое воспитание, разрушались ориентиры, на которые нацеливалась молодежь. Новое поколение вырастает на американских боевиках и азиатских наркотиках. Утратило свое истинное значение слово «патриот», а слово «нравственность» часто произносится с иронией. И как неизбежный результат - растет наркомания, пьянство и детская преступность, каждый третий призывник не годен к службе по состоянию здоровья, а большинство подростков просто не хотят служить в армии, боятся ее, как чумы.

Проблема патриотического воспитания обретает новые характеристики и, соответственно, новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

Патриотизм - это зов наших предков. Многие века русские воины уходили на бранные поля постоять за Отечество - за землю отцов, за отчую честь. Под патриотизмом везде и всюду понимают любовь к своей Родине, не только к своему маленькому домику с забором, деревне, городу, а ко всей стране. Фундаментальные основы этого понятия существуют в любой стране мира.

Как идея - это необходимое условие существования любого государства. В патриотизме народа - сила государства.

Сегодня жизненно важно возродить в школе, обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в школьнике граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей. Вся история нашей Родины - наше бесценное достояние, жизненно важное для современного общества.

Целью Программы является в условиях образовательной среды сельской школы совершенствование и развитие системы патриотического воспитания учащихся, способной на основе консолидации усилий  педагогического коллектива школы, органов школьного, местного самоуправления, общественных организаций, родительского сообщества, средств массовой информации решать задачи патриотического воспитания учащихся школы.

          

 

    Программа определяет основные направления развития системы патриотического воспитания учащихся, её основные компоненты, позволяющие формировать у учащихся патриотизм.

    Патриотизм — это чувство Родины, отражающее отношение подростка (субъекта) к Родине (объекту), ориентация на служение ее интересам, выражающиеся в уважении к истории, традициям, ценностям культуры, в участии в социально-значимой деятельности.

  Когнитивный компонент патриотической воспитанности подростка демонстрирует наличие знаний истории и традиций народа, государственной символики, правил ее применения, понимании сущности патриотизма.

Эмоционально-мотивационный компонент раскрывает характер отношения к Родине и мотивы патриотического поведения, обуславливающие проявление действенного патриотизма.

 Деятельностный компонент заключается в участи подростка в социально-значимой деятельности.

Сформулированная цель Программы  предполагает воспитание учащихся-патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своей малой Родине, своему народу, а также формирование духовно-нравственных ценностей и потребностей. Она охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь школы, разнообразные виды деятельности.

 

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- определить основные направления дальнейшего совершенствования и развития системы патриотического воспитания в школе;

-выявить условия для формирования у подрастающего поколения патриотизма;

-определить приоритетные направления патриотического воспитания учащихся школы и мероприятия по их реализации;

-четко определить этапы реализации программы.

 

Основные направления реализации Программы

*учебная деятельность через предметы;

* традиционные общешкольные, муниципальные , краевые мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами;
*система тематических классных часов, уроков Мужества;

* встречи, митинги, акции, экскурсии;

*работа школьного музея;
*проведение военно-патриотических, спортивных праздников;
*проведение конкурсов творческих работ;
*организация работы ДОО «Горячие сердца».

Срок реализации программы:  2014 – 2018 г.

 

 

 

 

Основные  направления дальнейшего совершенствования и развития системы патриотического воспитания в условиях образовательной среды школы

 

Основными направлениями дальнейшего совершенствование и развития системы патриотического воспитания в школе остаются:

1.    Создание нормативно-правовой базы патриотического воспитания в школе.

2.    Совершенствование деятельности администрации школы по научно-методическому сопровождению участников образовательного процесса  в вопросах  патриотического воспитания школьников.

3.    Конкретизация основных направлений патриотического воспитания школьников и их содержания.

4.    Координация деятельности педагогов школы, органов школьного самоуправления, общественных организаций, родительского сообщества, средств массовой информации в интересах патриотического воспитания школьников.

 

Условия реализации Программы

 

Для успешной реализации программы по патриотическому воспитанию учащихся в школе созданы следующие условия:

    1. В школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества.

    2. Функционирует система внеурочной деятельности учащихся и дополнительного образования.

    3. Разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов.

    4.Развивается музейная работа.

    5. Активно развивается исследовательская, проектная, творческая деятельность учащихся.

    6. Развивается школьное ученическое самоуправление.

    7. Используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные педагогические технологии в процесс патриотического воспитания.

     8.Развивается социальное партнерство, сотрудничество с  общественными организациями, родительским  сообществом, средствами  массовой информации.

 

 

 

 

 

 

Этапы реализации Программы

I этап: проектный –2013 учебный год.

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.

2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.

3.  Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

II этап: практический – 2014-2015, 2015-2016,2016-2017  учебные годы.

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию.

Задачи:

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

2.Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.

3.Развивать ученическое самоуправление.

4. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.

5.Расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными учреждениями города.

6. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

7.Проводить мониторинг реализации программы.

8. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический – 2017-2018 учебный год.

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

1.Обобщить результаты работы школы.

2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

3. Спланировать работу на следующий период.

Оценка эффективности реализации программы.

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

 

 Нравственно-духовные параметры:

1. Сформированность гражданских навыков:

*  умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

*  знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

 

 

 

 

*   умение принимать и защищать свои решения;

*   готовность к участию в общественных делах;

*   готовность к образованию;

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

*   патриотизм и любовь к Родине;

*   права и свободы человека и гражданина;

*   символика Российской Федерации, Кубани, Курганинского района;

*   национальное самосознание;

*   уважение чести и достоинства других граждан;

*  гражданственность.

Количественные параметры

1.  Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации.

2.  Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам).

3. Отсутствие детей с девиантным поведением.

4. Деятельность органов ученического самоуправления.

5. Участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике.

6. Проведение мероприятий.

 

Ожидаемые результаты Программы, их социальная и воспитательная значимость

      В результате реализации Программы ожидается:

1. В школе как в образовательной системе:

-   создание системы гражданско-патриотического воспитания;

-    обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

-   вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе выпускника:

-  в познавательной сфере: развитие творческих способностей и стремления  к самообразованию;

-  в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

-  в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

            Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.

 Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.

 

 

Мероприятия по реализации программы

         Мероприятия          

Период   исполнения

Ответственный

1.

Проведение совместных заседаний  Совета старшеклассников педагогического совета  с повесткой дня  «Гражданское и патриотическое воспитание учащихся: проблемы, пути их решения»  

В течение  года

Директор  школы

2.

Заседание Совета по реализации программы по вопросам планирования и организации различных мероприятий.     

В течение года

Зам. директора по ВР.

3.

Привлечение родителей учащихся  к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях (родительские собрания, конференции, встречи, концерты и др.)

Постоянно.

Зам. директора по ВР, руководитель  музея, классные  руководители.

4.

Разработка системы приёмов, методов и мероприятий, направленных на гражданское и патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы         

Постоянно.

Руководители  МО, учителя – предметники.

5.

Проведение конкурсов проектов на лучшую организацию работы классных руководителей и

 

 

учителей-предметников по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся «Наши дети – будущее России»

2 полугодие

Зам. директора по ВР.

6.

Проведение  круглого стола  «Современный патриотизм. Патриотизм истинный и ложный»

февраль

Зам. директора  по  ВР, Совет старшеклассников, руководитель  музея.

7.

Обеспечение организационного участия старшеклассников в учебно-полевых сборах.         

май

Учитель   ОБЖ.

8.

Проведение конкурсов среди учащихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение по гражданским и патриотическим тематикам .         

В течение   года.

Зам. директора по ВР, руководители  МО, учителя русского языка и литературы, истории и обществознания.

9.

Проведение спортивных праздников и соревнований, посвященных юбилейным и историческим датам.         

В течение года.

Зам. директора по ВР, учителя физкультуры, классные руководители

10.

Проведение конкурса чтецов, концертов, посвященных Дню защитников Отечества

февраль

Зам.директора по ВР, классные руководители 1-11 классов

11.

 

Проведение месячника оборонно-спортивной работы.     

 

Ежегодно, февраль.

 

Зам. директора по ВР.

 

Проведение концертов, конкурсов рисунков на тему «Никто не забыт, ничто не забыто»        

Ежегодно, май.

Вожатые

12.

Организация показа и обсуждение научно-популярных,

 

 

документальных и художественных фильмов на военно-патриотические темы.

В течение года

Зам. директора по ВР, учителя  истории,

 

 

руководитель музея.

 

13.

Проведение встреч с ветеранами ВОв, ветеранами локальных войн.         

В течение года

Зам. директора по ВР, классные  руководители.

14.

Классные часы, беседы, лекции, утренники, праздники на военно-патриотическую тему.

В течение года

Классные  руководители

15.

Освещение опыта работы школы по военно-патриотическому воспитанию  в местных  СМИ.

Постоянно.

Зам. директора по ВР.

16.

Организация экскурсий и походов  по местам боевой славы Краснодрского края.   

Постоянно, сентябрь, май, июнь.

Классные  руководители, руководитель музея

17.

Проведение мероприятий по встрече  Великой Победы

По отдельному плану.

Зам. директора по ВР, учителя  истории, руководитель музея, Кл.рук.

 

 

Традиционные мероприятия по патриотическому воспитанию

 

Ноябрь День народного единства

Февраль Месячник оборонно- массовой и военно-патриотической работы «Мы будущие защитники Отечества»

      День защитника Отечества, поездка в воинскую часть

Май Месячник Славы и Памяти и День Победы.

Содержание деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию

  • Изучение истории России, патриотических фракций, символики, геральдики.
  • Изучение символики Российской Федерации, Кубани, Курганинского района.
  • Изучение традиций, истории России,
  • Работа школьного музея.
  • Организация встреч с ветеранами и участниками воин.
  • Шефская помощь ветеранам.

 

 

 

  • Изучение основ государства и права.
  • Изучение культуры народов России.
  • Изучение  края, района и  страны через организацию походов, экскурсий, заочных путешествий.
  • Организация и проведение благотворительных акций: «Согреем сердца ветеранов», «Ветеран живет рядом», «Поздравь ветерана на дому».
  • Проведение мероприятий, посвященных памятным и знаменательным датам Российского, краевого и районного  значения
  • Исследовательская деятельность
  • Поисковая деятельность (операции, походы, экскурсии, встречи).
  • Музейная деятельность.
  • Встречи с ветеранами.
  • Встречи с участниками современных войн, Героями России.
  • Проведение круглых столов «Молодежь и власть» по темам патриотического воспитания
  • Экскурсии в школьный музей (по тематическим экспозициям).
  • Единые классные часы.
  • Спортивно-конкурсные программы.
  • Возложение цветов к Памятным местам.
  • Патронат памятников ст. Михайловской
  • Подготовка к службе в армии, экскурсии в воинскую часть

Copyright 2024  Studio Gabrielle