foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
foto5
образование

МЕНЮ

Программа экологического воспитания школы. Кулабухова Е.А., Сердюкова М.А.

$1                                                                                                                                I.            Пояснительная записка.

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.

При этом под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:

$1·        интерес к природе;

$1·        знания о природе, взаимосвязях в природе, воздействии человека на природу;

$1·        чувства эстетические и нравственные;

$1·        позитивная деятельность и поведение в природе;

$1·        мотивы деятельности в природе (гуманистические, познавательные, эстетические, санитарно-гигиенические, утилитарные и др.).

В соответствии с Концепцией развития школы центральное место в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:

$1·        к природе  -  экология природы;

$1·        к себе как составной части природы  -  экология здоровья;

$1·        к окружающему нас миру  -  экология души.

Научная организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей.

В школе накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.
Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, Программа экологического воспитания школьников очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением. 
Программа призвана объединить все воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании учащихся.

Программа экологического воспитания в МАОУ СОШ № 12 разработана на основании Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (статьи 6, 71-74).

$1                                       II.            Основные положения программы экологического воспитания.

Цель:   формирование экологического мировоззрения и экологической культуры путем создания системы экологического воспитания и реализация естественных потребностей детей и подростков в деятельности, познании, общении, самоутверждении через включение их в жизнь общества.

Задачи:

$1·        усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека;

$1·        понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества;

$1·        овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;

$1·        выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе;

$1·        формирование понятия о взаимосвязях в природе;

$1·        развитие духовной потребности в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера;

$1·        формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе.

$1                                                                           III.            Основные правила и принципы организации

экологического воспитания.

$11.     Процесс формирования ответственного отношения к природе является   составной частью общей системы воспитания, актуальным её        направлением.

$12.     Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.

$13.     В основе формирования бережного отношения к природе лежит   единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по её улучшению.

$14.     Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы:

-  сотрудничества (построение взаимоотношений участников процесса экологического образования на основе компетентности);

целостности  (сбалансированность процессов формирования умений и   навыков,стратегий взаимодействия с природой);

систематичности и непрерывности(непрерывное экологическое    образованиешкольников на всех ступенях обучения);

междисциплинарной интеграции(выход на смежные с экологией науки).

$1                                                                                      IV.            Формы, методы и средства организации

экологического воспитания.

Экологическое воспитание вшколе осуществляется впроцессе обучения естественным наукам, проведения ежегодных экологических декад, внеклассных воспитательных мероприятий. Работа органов школьного самоуправления, а также работа летних трудовых бригад имеет эколого-биологическое направление.

По форме проведения все мероприятия можно разделить на:

$11.     Традиционные (беседы, диспуты, игры, конкурсы, экскурсии).

$12.     Активные («круглый стол», конференция, спектакль).

$13.     Инновационные (внедрение метода проектов всистему экологического воспитания).

Наиболее действенным средством экологического воспитания в школе   являетсяразнообразная деятельность учащихся (учебная, познавательная,   художественная, творческая, игровая). Особую роль играет    природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:

$1·        защита природной среды (подкормка животных; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек на охраняемых территориях);

$1·        предупреждение дурных поступков в природе и борьбе с ними (рейды в природу);

$1·        улучшение природной среды (посадка растений, озеленение школьной территории, территории населённого пункта);

$1·        пропаганда и разъяснение идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, поделок из бытовых отходов, выпуск стенгазет);

$1·        сохранение и использование эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).

Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения.

$1                                                            V.            Содержание Программы экологического воспитания.

Программа экологического воспитания школьников МАОУ СОШ № 12 включает следующие   направления воспитательной деятельности:

$1§  «Экология природы»,

$1§  «Экология здоровья»,

$1§  «Экология души».

Каждое из них ориентировано на приобщение учащихся к тем или иным общечеловеческим ценностям.

$11.     Направление «Экология природы»

 

Младшее звено

 (1–4 классы)

Среднее звено
(5–8 классы)

Старшее звено
(9–11 классы)

Цель:

Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности.

Задачи:

формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека;

развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде; воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.

формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем;

формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера.

становление экологической ответственности как основной черты личности на основе системных знаний об экологических проблемах современности и возможности устойчивого развития современной цивилизации.

Общешкольные творческие дела

Дни защиты окружающей среды от экологической опасности;
Природоохранные акции «Мой дом», «Пернатые друзья», «Птичья столовая», «Зеленая красавица», «Чистый микрорайон»;
Тематические линейки «День птиц», «День воды», «День Земли»;
Конкурс экологических плакатов, рисунков;
Интеллектуальные мероприятия «Сохраним природу».

 

Общение с природой

Формы работы с классом

Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы).

Посвящение в друзья природы.

Выезды на природу с маршрутными наблюдениями. 

Исследования на пришкольном участке, в станичном парке. Обследование флоры и фауны местной территории.

Экологический мониторинг. Выращивание на
пришкольном участке лекарственных трав. Научно-исследовательская деятельность.

Экологические игры

Загадки природы. Осторожно, их мало! Почемучкина поляна. Лесная аптека.

Знатоки природы. Путешествие в мир природы.

Знакомые незнакомцы.

Поиск нарушителей природы.

Экологический КВН. Организация и проведение игр для младших школьников.

Экологические проекты

Разведка прекрасного и удивительного.

Зеленый класс.

 «Жалобная книга» природы.

Экологическая почта « Не проходите мимо!»

Красная книга района.

Чистый двор. Школьный дворик. Чистый микрорайон.

Экологический паспорт микрорайона. Экология нашей реки.

Экология района. Разработка экологических троп.

Классные часы, беседы

«Заповеди леса»,

«Редкие растения и животные»,

 «Кто в лесу живет, что в лесу растет?»,

«Прогулки в Природоград»,

 «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья», «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля».

«Охрана природы – твоя обязанность», «Эта хрупкая планета»,

«Страницы любопытных фактов»,

«Природа родного края»,

«Красная книга

Кубани»,

 «Деревья разные бывают», «Памятники животным».

«Природа в произведениях искусства»,

 «Человек есть существо природное и духовное», «Экологический кризис: шанс на спасение».

Посещение зала природы Государственного историко-краеведческого музея им. Фелицына в г. Краснодаре.

Посещение исторического музея в г. Курганинске (тематические выставки).

Посещение заповедных уголков природы Краснодарского края.

Деятельность Досугового центра «Детство»

?????

Кружки «Цветоводство» (на базе Зимнего сада школы), «Юный эколог», «Моделирование и конструирование из вторсырья».
Клуб друзей природы (деятельность «Зеленого патруля», просветительская деятельность в микрорайоне, экскурсии по Зимнему саду школы, опытническая деятельность на пришкольном участке).
Научное общество учащихся «Экос»: «Общество любознательных» (3–4 классы), «Творческие мастерские» (5–7 классы), «Исследовательская работа» (8–11 классы).
Музей истории школы: музейные уроки «Экология края», «Природоохранная деятельность нашей школы», «Памятники природы Тобольска и его окрестностей» и др.; поисковая работа.
Детская филармония: музыкально-познавательные программы «В мире животных», «Осенняя прогулка», «весеннее настроение», «Цветочная фантазия», «Зимняя сказка» и др.
Видеолекторий: познавательные программы «Защитим природу», «Сохраним планету», «А сердце чистейшей породы» и др.; просмотр и обсуждение фильмов «Белый Бим Черное ухо», «Ко мне, Мухтар!», «Белый пудель» и др.
Летний экологический лагерь.

Работа с семьей

Экологический всеобуч: «Как воспитать любовь к природе?»
Экологические акции «Чистый микрорайон», «Мой дом», «Школьный двор», «Посади дерево», «Школьный день вместе».

Заповеди

Вылечи каждое раненое дерево.

Будь настоящим другом природы.

Ухаживай за природой, преумножай ее богатства.

Посади и вырасти дерево, цветок, растение.

Сердцем и душой прикоснись к таинствам природы.

Не засоряй рек, озер, колодцев и родников, помни – придется воды напиться.

Будь готов всегда встать на защиту своих младших братьев.

Мы в ответе за тех кого приручили.

Предполагае-мый результат

Знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них. Активное отношение учащихся к защите прав людей на качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив.

2. Направление «Экология здоровья».

 

Младшее звено

 (1–4 классы)

Среднее звено
(5–8 классы)

Старшее звено
(9–11 классы)

Цель

Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни

Задачи

Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта. Познакомить с активным отдыхом и его влиянием на здоровье человека. Воспитывать сознательное отношение к труду.

Формировать потребность в здоровом образе жизни. Развивать физическую подготовку учащихся. Формировать навыки рациональной организации умственного и физического труда.

Формировать валеологическую культуру школьников. Повышать уровень физической подготовки учащихся. Воспитывать ответственность за сохранение существующих школьных традиций

Общешкольные творческие дела

Соревнования «Спортивные надежды Кубани».
Соревнования по игровым видам спорта.

Дни Здоровья.
Организация дежурства в классе и в школе. 
Трудовые десанты. 
Работа по благоустройству школы и ее территории.

Формы работы с классом

Ведение валеологических карт, книги классных спортивных рекордов.
Акции «Дети и дорога», «За безопасность жизни детей», «Антинарко», «Мы за Здоровый Образ Жизни», «Правильное питание – залог здоровья».

Психологические тренинги «Кто я?». Активные игры на воздухе.

Подвижные игры на переменах.

«Веселые старты».

Психологические тренинги «Кто я, какой я?».

Спортивно-развлекательные игры.

Организация работы летних трудовых бригад.

Тренинги «Сам себе психолог».

Вечер физкультуры и спорта. Военизированные и спортивно-развлекательные игры.

Организация работы летних трудовых бригад.

Классные часы, беседы

«Как стать Нехворайкой», «В гостях у Мойдодыра», «Твой режим дня», «Вредные привычки. Как их искоренить?»

«Что дает спорт человеку?»,

 «О чудесных лекарствах, которые не найти в аптеке», «Будьте здоровы», «Суд над сигаретой», «Труд человека кормит, а лень портит».

«Здоровье нации. Как его сохранить?», «Суд над наркотиками», «Достаточно ли родиться, чтобы стать человеком?

Деятельность Досугового центра «Детство»

Спортивные секции: футбол, волейбол, легкая атлетика. 
Кружки: Юные инспекторы дорожного движения, Основы туризма.
Конкурс «Спортсмен года». Спортивная мозаика. Фестиваль спортивной песни. Конкурс строевой песни. Туристско-спортивный праздник. 
Музей истории школы: музейные уроки и тематические занятия - «Спортивные достижения нашей школы», «Выпускники школы – спортсмены» и др.
Видеолекторий: познавательные программы «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Киножурнал «Ералаш» о здоровье» и др.

Работа с семьей

Родительский всеобуч «Как сохранить здоровье ребенка?»,

«Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника», «Домашняя экология».
Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».
Походы выходного дня.

Заповеди

Просыпайся утром с улыбкой.

Научись быть всегда жизнерадостным.

Спи и ешь не больше, чем нужно, а не то жизнь проспишь и здоровье проешь.

Занимайся спортом.

Умей противостоять пошлости жизни: алкоголю, наркотикам, безделью.

Предполагаемый результат

Осознание учащимися значимости физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств, для профессионального самоопределения. Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости, отсутствие утомляемости учащихся. Повышение интереса школьников к спортивным мероприятиям, спорту. Увеличение количества занимающихся в спортивных секциях.

3. Направление «Экология души».

 

Младшее звено

 (1–4 классы)

Среднее звено
(5–8 классы)

Старшее звено
(9–11 классы)

Цель

Формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника.

Задачи

Формировать потребность в сознательном, ответственном отношении к учению.

 Пробудить интерес к прошлому своего народа, воспитывать гордость за национальную культуру. Выявлять и развивать творческие наклонности детей.

Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира.

Воспитывать ответственное отношение к учению, развивать познавательную активность

учащихся. Воспитывать чувство национальной гордости, бережное отношение к памятникам истории и культуры, гражданскую ответственность за свое поведение. Развивать духовный мир школьника, его творческое мышление, способности и задатки. Осознавать собственную значимость в окружающем мире.

Формировать потребность в самообразовании в условиях развития науки, культуры и техники. Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности за будущее своей страны.

Формировать эстетические вкусы и идеалы, инициативность, творческое отношение к окружающему миру. Ориентировать школьников на «постоянный труд души».

Общешкольные творческие дела

Интеллектуальный марафон. Предметные олимпиады.

Фестиваль детского творчества. 
Конкурс «Школьное созвездие».

Рассвет Победы. Праздник «За честь школы». 

Деятельность органов детского самоуправления.

Формы работы с классом

Экскурсии в музеи, на выставки. Посещение театра и обсуждение спектаклей. Библиотечные уроки. Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков. Акция «Помоги ветерану». Акция доброты и милосердия.

Классные часы, беседы.

«Герб и флаг России», «Защитники земли русской»,

«Азбука юного гражданина»,

 «Правила поведения в обществе»,

«Что важнее: знать или выполнять?»,

«Зачем учиться в школе?»,

«Твой читательский формуляр»,

«Мои увлечения»,

«Про великих и знаменитых»,

«Слово о родном крае».

«Люблю тебя, мой край родной»,

«Моя родословная», «Жизнь замечательных людей»,

 «Мои земляки», «Учиться с увлечением. Возможно ли это?», «Наши Читательские Интересы»,

«Из истории праздников»,

«В мире профессий», «Ребенок и его права»,

Встречи с интересными людьми.

«Что могу я сделать для своего Отечества?», «Защита Родины – долг каждого», «Конституция – основной закон государства», «Обязанности и  ответственность», «Доброта и гуманность сегодня», «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?»,

«Моя профессия. Какой ей быть?»,

«В мире красоты и искусства», Творческие гостиные.

Деятельность Досугового центра«Детство»

Кружки художественно-эстетического и познавательно-практического направления.

Концертные программы к различным праздникам.

Выставка «Город мастеров». 
Музей истории школы: экскурсии; поисковая работа; встречи с ветеранами, с интересными людьми; музейные уроки и тематические занятия: «Наши истоки», «Выпускники школы – защитники Отечества», «Учителями славится Россия» и др.
Видеолекторий: познавательные программы, просмотр и обсуждение фильмов нравственно-этической проблематики.
Детская филармония: музыкально-познавательные программы «Я помню вальса звук прелестный», «Творчество Моцарта», «И грянут трубы полковые», «И дум высокое стремленье» и др.
Научное общество учащихся «Экос»: интеллектуальные игры, предметные олимпиады, научно-практическая конференция.

Работа с семьей

Открытые занятия кружков и секций.

«Школьный день вместе».
Помощь в организации и проведении праздников.

Совместная организация клубной деятельности.

Посещение театра, выставок, программ школьной детской филармонии и видеолектория.

Поисковая работа в музее истории школы.

Заповеди

Цени и оберегай свое Отечество, познавай людей, живущих в нем, его прошлое и настоящее.

Сохраняй традиции и культуру своего народа.

Помни: каждый человек имеет задатки; развивай их! 

Каждое дело – творчески, иначе – зачем!

Раскрой себя в любой инициативе.

Предполагаемый результат

Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, умение совершенствовать и применять свои знания. Осознание необходимости изучения, сохранения и преумножения историко-культурного, духовного наследия Родины, верность гражданскому долгу. Гуманистическая направленность личности учащегося, понимание им ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, способность к состраданию, доброжелательность. Осознание учащимися необходимости познания прекрасного в окружающей действительности.
Осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира.

$1                                                                                                 VI.            Механизм реализации программы.

Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Детская организация «Горячие сердца», во главе с Советом старшеклассников и редакцией школьной газеты «Свежий взгляд». Совет старшеклассников определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.

Основными исполнителями мероприятий Программы являются учащиеся, педагоги школы и дополнительного образования.

$1                                                                VII.            Оценка эффективности реализации Программы.

Оценка эффективности Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.

Работая над программой, следует помнить о том, что деление на блоки условно, что каждое мероприятие экологического содержания решает задачи обучения, воспитания и развития школьников и направлено на формирование экологического сознания, воспитание необходимых чувств, организацию позитивной деятельности школьников в природе.
Главное, чтобы работа по формированию экологической культуры школьников конечным результатом имела сохранение и приумножение Природы Земли.

$1                                                                                                         VIII.            Прогнозируемый результат.

Результат экологического воспитания – воплощение модели выпускника МАОУ СОШ № 12 , обладающего экологической культурой.

Модель выпускника МАОУ СОШ № 12:

$1·        Прочные знания. Повышенный уровень естественно-научных знаний;

$1·        Готовность к продолжению образования;

$1·        Экологическая ответственность;

$1·        Крепкое здоровье, здоровый образ жизни;

$1·        Осознание общественно-значимых проблем и готовность к их решению;

$1·        Осознание общечеловеческих ценностей: Мир, Знания, Труд, Культура, Здоровье, Природа, Человек, Семья, Земля, Отечество.

Copyright 2024  Studio Gabrielle