Вы здесь: Главная Учебно-методическая работа Методическая копилка Программа экологического воспитания школы. Кулабухова Е.А., Сердюкова М.А.
$1 I. Пояснительная записка.
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.
При этом под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:
$1· интерес к природе;
$1· знания о природе, взаимосвязях в природе, воздействии человека на природу;
$1· чувства эстетические и нравственные;
$1· позитивная деятельность и поведение в природе;
$1· мотивы деятельности в природе (гуманистические, познавательные, эстетические, санитарно-гигиенические, утилитарные и др.).
В соответствии с Концепцией развития школы центральное место в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:
$1· к природе - экология природы;
$1· к себе как составной части природы - экология здоровья;
$1· к окружающему нас миру - экология души.
Научная организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей.
В школе накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.
Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, Программа экологического воспитания школьников очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением.
Программа призвана объединить все воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании учащихся.
Программа экологического воспитания в МАОУ СОШ № 12 разработана на основании Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (статьи 6, 71-74).
$1 II. Основные положения программы экологического воспитания.
Цель: формирование экологического мировоззрения и экологической культуры путем создания системы экологического воспитания и реализация естественных потребностей детей и подростков в деятельности, познании, общении, самоутверждении через включение их в жизнь общества.
Задачи:
$1· усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека;
$1· понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества;
$1· овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
$1· выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе;
$1· формирование понятия о взаимосвязях в природе;
$1· развитие духовной потребности в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера;
$1· формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе.
$1 III. Основные правила и принципы организации
экологического воспитания.
$11. Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным её направлением.
$12. Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.
$13. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по её улучшению.
$14. Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы:
- сотрудничества (построение взаимоотношений участников процесса экологического образования на основе компетентности);
- целостности (сбалансированность процессов формирования умений и навыков,стратегий взаимодействия с природой);
- систематичности и непрерывности(непрерывное экологическое образованиешкольников на всех ступенях обучения);
- междисциплинарной интеграции(выход на смежные с экологией науки).
$1 IV. Формы, методы и средства организации
экологического воспитания.
Экологическое воспитание вшколе осуществляется впроцессе обучения естественным наукам, проведения ежегодных экологических декад, внеклассных воспитательных мероприятий. Работа органов школьного самоуправления, а также работа летних трудовых бригад имеет эколого-биологическое направление.
По форме проведения все мероприятия можно разделить на:
$11. Традиционные (беседы, диспуты, игры, конкурсы, экскурсии).
$12. Активные («круглый стол», конференция, спектакль).
$13. Инновационные (внедрение метода проектов всистему экологического воспитания).
Наиболее действенным средством экологического воспитания в школе являетсяразнообразная деятельность учащихся (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:
$1· защита природной среды (подкормка животных; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек на охраняемых территориях);
$1· предупреждение дурных поступков в природе и борьбе с ними (рейды в природу);
$1· улучшение природной среды (посадка растений, озеленение школьной территории, территории населённого пункта);
$1· пропаганда и разъяснение идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, поделок из бытовых отходов, выпуск стенгазет);
$1· сохранение и использование эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).
Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения.
$1 V. Содержание Программы экологического воспитания.
Программа экологического воспитания школьников МАОУ СОШ № 12 включает следующие направления воспитательной деятельности:
$1§ «Экология природы»,
$1§ «Экология здоровья»,
$1§ «Экология души».
Каждое из них ориентировано на приобщение учащихся к тем или иным общечеловеческим ценностям.
$11. Направление «Экология природы»
Младшее звено (1–4 классы) |
Среднее звено |
Старшее звено |
|
Цель: |
Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности. |
||
Задачи: |
формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека; развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде; воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами. |
формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем; формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера. |
становление экологической ответственности как основной черты личности на основе системных знаний об экологических проблемах современности и возможности устойчивого развития современной цивилизации. |
Общешкольные творческие дела |
Дни защиты окружающей среды от экологической опасности; |
||
Общение с природой |
|||
Формы работы с классом |
Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). Посвящение в друзья природы. |
Выезды на природу с маршрутными наблюдениями. Исследования на пришкольном участке, в станичном парке. Обследование флоры и фауны местной территории. |
Экологический мониторинг. Выращивание на |
Экологические игры |
|||
Загадки природы. Осторожно, их мало! Почемучкина поляна. Лесная аптека. |
Знатоки природы. Путешествие в мир природы. Знакомые незнакомцы. Поиск нарушителей природы. |
Экологический КВН. Организация и проведение игр для младших школьников. |
|
Экологические проекты |
|||
Разведка прекрасного и удивительного. Зеленый класс. «Жалобная книга» природы. |
Экологическая почта « Не проходите мимо!» Красная книга района. Чистый двор. Школьный дворик. Чистый микрорайон. |
Экологический паспорт микрорайона. Экология нашей реки. Экология района. Разработка экологических троп. |
|
Классные часы, беседы |
|||
«Заповеди леса», «Редкие растения и животные», «Кто в лесу живет, что в лесу растет?», «Прогулки в Природоград», «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья», «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля». |
«Охрана природы – твоя обязанность», «Эта хрупкая планета», «Страницы любопытных фактов», «Природа родного края», «Красная книга Кубани», «Деревья разные бывают», «Памятники животным». |
«Природа в произведениях искусства», «Человек есть существо природное и духовное», «Экологический кризис: шанс на спасение». |
|
Посещение зала природы Государственного историко-краеведческого музея им. Фелицына в г. Краснодаре. Посещение исторического музея в г. Курганинске (тематические выставки). Посещение заповедных уголков природы Краснодарского края. |
|||
Деятельность Досугового центра «Детство» ????? |
Кружки «Цветоводство» (на базе Зимнего сада школы), «Юный эколог», «Моделирование и конструирование из вторсырья». |
||
Работа с семьей |
Экологический всеобуч: «Как воспитать любовь к природе?» |
||
Заповеди |
Вылечи каждое раненое дерево. Будь настоящим другом природы. Ухаживай за природой, преумножай ее богатства. Посади и вырасти дерево, цветок, растение. Сердцем и душой прикоснись к таинствам природы. Не засоряй рек, озер, колодцев и родников, помни – придется воды напиться. Будь готов всегда встать на защиту своих младших братьев. Мы в ответе за тех кого приручили. |
||
Предполагае-мый результат |
Знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них. Активное отношение учащихся к защите прав людей на качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив. |
2. Направление «Экология здоровья».
Младшее звено (1–4 классы) |
Среднее звено |
Старшее звено |
|
Цель |
Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни |
||
Задачи |
Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта. Познакомить с активным отдыхом и его влиянием на здоровье человека. Воспитывать сознательное отношение к труду. |
Формировать потребность в здоровом образе жизни. Развивать физическую подготовку учащихся. Формировать навыки рациональной организации умственного и физического труда. |
Формировать валеологическую культуру школьников. Повышать уровень физической подготовки учащихся. Воспитывать ответственность за сохранение существующих школьных традиций |
Общешкольные творческие дела |
Соревнования «Спортивные надежды Кубани». Дни Здоровья. |
||
Формы работы с классом |
Ведение валеологических карт, книги классных спортивных рекордов. |
||
Психологические тренинги «Кто я?». Активные игры на воздухе. Подвижные игры на переменах. «Веселые старты». |
Психологические тренинги «Кто я, какой я?». Спортивно-развлекательные игры. Организация работы летних трудовых бригад. |
Тренинги «Сам себе психолог». Вечер физкультуры и спорта. Военизированные и спортивно-развлекательные игры. Организация работы летних трудовых бригад. |
|
Классные часы, беседы |
|||
«Как стать Нехворайкой», «В гостях у Мойдодыра», «Твой режим дня», «Вредные привычки. Как их искоренить?» |
«Что дает спорт человеку?», «О чудесных лекарствах, которые не найти в аптеке», «Будьте здоровы», «Суд над сигаретой», «Труд человека кормит, а лень портит». |
«Здоровье нации. Как его сохранить?», «Суд над наркотиками», «Достаточно ли родиться, чтобы стать человеком? |
|
Деятельность Досугового центра «Детство» |
Спортивные секции: футбол, волейбол, легкая атлетика. |
||
Работа с семьей |
Родительский всеобуч «Как сохранить здоровье ребенка?», «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника», «Домашняя экология». |
||
Заповеди |
Просыпайся утром с улыбкой. Научись быть всегда жизнерадостным. Спи и ешь не больше, чем нужно, а не то жизнь проспишь и здоровье проешь. Занимайся спортом. Умей противостоять пошлости жизни: алкоголю, наркотикам, безделью. |
||
Предполагаемый результат |
Осознание учащимися значимости физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств, для профессионального самоопределения. Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости, отсутствие утомляемости учащихся. Повышение интереса школьников к спортивным мероприятиям, спорту. Увеличение количества занимающихся в спортивных секциях. |
3. Направление «Экология души».
Младшее звено (1–4 классы) |
Среднее звено |
Старшее звено |
|
Цель |
Формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника. |
||
Задачи |
Формировать потребность в сознательном, ответственном отношении к учению. Пробудить интерес к прошлому своего народа, воспитывать гордость за национальную культуру. Выявлять и развивать творческие наклонности детей. Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира. |
Воспитывать ответственное отношение к учению, развивать познавательную активность учащихся. Воспитывать чувство национальной гордости, бережное отношение к памятникам истории и культуры, гражданскую ответственность за свое поведение. Развивать духовный мир школьника, его творческое мышление, способности и задатки. Осознавать собственную значимость в окружающем мире. |
Формировать потребность в самообразовании в условиях развития науки, культуры и техники. Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности за будущее своей страны. Формировать эстетические вкусы и идеалы, инициативность, творческое отношение к окружающему миру. Ориентировать школьников на «постоянный труд души». |
Общешкольные творческие дела |
Интеллектуальный марафон. Предметные олимпиады. Фестиваль детского творчества. Рассвет Победы. Праздник «За честь школы». Деятельность органов детского самоуправления. |
||
Формы работы с классом |
Экскурсии в музеи, на выставки. Посещение театра и обсуждение спектаклей. Библиотечные уроки. Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков. Акция «Помоги ветерану». Акция доброты и милосердия. |
||
Классные часы, беседы. |
|||
«Герб и флаг России», «Защитники земли русской», «Азбука юного гражданина», «Правила поведения в обществе», «Что важнее: знать или выполнять?», «Зачем учиться в школе?», «Твой читательский формуляр», «Мои увлечения», «Про великих и знаменитых», «Слово о родном крае». |
«Люблю тебя, мой край родной», «Моя родословная», «Жизнь замечательных людей», «Мои земляки», «Учиться с увлечением. Возможно ли это?», «Наши Читательские Интересы», «Из истории праздников», «В мире профессий», «Ребенок и его права», Встречи с интересными людьми. |
«Что могу я сделать для своего Отечества?», «Защита Родины – долг каждого», «Конституция – основной закон государства», «Обязанности и ответственность», «Доброта и гуманность сегодня», «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?», «Моя профессия. Какой ей быть?», «В мире красоты и искусства», Творческие гостиные. |
|
Деятельность Досугового центра«Детство» |
Кружки художественно-эстетического и познавательно-практического направления. Концертные программы к различным праздникам. Выставка «Город мастеров». |
||
Работа с семьей |
Открытые занятия кружков и секций. «Школьный день вместе». Совместная организация клубной деятельности. Посещение театра, выставок, программ школьной детской филармонии и видеолектория. Поисковая работа в музее истории школы. |
||
Заповеди |
Цени и оберегай свое Отечество, познавай людей, живущих в нем, его прошлое и настоящее. Сохраняй традиции и культуру своего народа. Помни: каждый человек имеет задатки; развивай их! Каждое дело – творчески, иначе – зачем! Раскрой себя в любой инициативе. |
||
Предполагаемый результат |
Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, умение совершенствовать и применять свои знания. Осознание необходимости изучения, сохранения и преумножения историко-культурного, духовного наследия Родины, верность гражданскому долгу. Гуманистическая направленность личности учащегося, понимание им ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, способность к состраданию, доброжелательность. Осознание учащимися необходимости познания прекрасного в окружающей действительности. |
$1 VI. Механизм реализации программы.
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Детская организация «Горячие сердца», во главе с Советом старшеклассников и редакцией школьной газеты «Свежий взгляд». Совет старшеклассников определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.
Основными исполнителями мероприятий Программы являются учащиеся, педагоги школы и дополнительного образования.
$1 VII. Оценка эффективности реализации Программы.
Оценка эффективности Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.
Работая над программой, следует помнить о том, что деление на блоки условно, что каждое мероприятие экологического содержания решает задачи обучения, воспитания и развития школьников и направлено на формирование экологического сознания, воспитание необходимых чувств, организацию позитивной деятельности школьников в природе.
Главное, чтобы работа по формированию экологической культуры школьников конечным результатом имела сохранение и приумножение Природы Земли.
$1 VIII. Прогнозируемый результат.
Результат экологического воспитания – воплощение модели выпускника МАОУ СОШ № 12 , обладающего экологической культурой.
Модель выпускника МАОУ СОШ № 12:
$1· Прочные знания. Повышенный уровень естественно-научных знаний;
$1· Готовность к продолжению образования;
$1· Экологическая ответственность;
$1· Крепкое здоровье, здоровый образ жизни;
$1· Осознание общественно-значимых проблем и готовность к их решению;
$1· Осознание общечеловеческих ценностей: Мир, Знания, Труд, Культура, Здоровье, Природа, Человек, Семья, Земля, Отечество.