Вы здесь: Главная Сведения об образовательной организации Документы Локальные нормативные акты Положение о портфолио ученика 1-4 классов
3.Функции портфолио.
3.1.Диагностическая — позволяет проследить личностный рост ребенка, формирование умения учиться, дает возможность узнать особенности эмоциональной жизни ученика и учитывать это в общении.
3.2.Контролирующая и оценивающая — оценка своих достижений в учебной деятельности, помогает ребенку осознать и зафиксировать свои успехи, проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда.
3.3.Воспитательная — осознание в себе ученика, человека, ценностных ориентаций.
3.4.Функция творческого развития — позволяет проявить творческие способности.
4.Порядок формирования портфолио
4.1. Портфолио обучающегося начальных классов является одной из составляющих «портрета» выпускника начальной школы и играет важную роль при переходе в 5 класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
4.2. Период составления портфолио 4 года (1-4 классы начальной школы).
4.3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя, учителей-предметников.
5.Структура, содержание и оформление портфолио
5.1.Портфолио ученика имеет следующие разделы:
«Социально-личностное развитие ученика»: характеристика ученика, сведения о родителях, интересы и увлечения, классные поручения. Заполняется в свободной форме. Рекомендуемые подразделы:
«Учебно-познавательное развитие ученика»: достижения ученика в различных предметных областях, успехи в проектной и исследовательской деятельности, материалы и листы наблюдений, фиксирование достигнутых результатов, результаты стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам .
«Моё творчество»: творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. При возможности дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички.
«Физическое развитие ребенка»: фиксирование достигнутых результатов в спорте, участие в соревнованиях, спортивных конкурсах и т.д.
«Духовно-нравственное развитие ребенка»: участие в социальных акциях, конкурсах, проектах
5.2.В состав Портфолио каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с учебной деятельностью, входит:
1) подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии; выборка работ по проведенным ребенком в ходе обучения мини-исследованиям и выполненным проектам (по всем предметам);
2) систематизированные материалы текущей оценки
- отдельные листы наблюдений,
- оценочные листы и материалы видео- и аудио- записей процессов выполнения отдельных видов работ, с результатами стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического тестирования; выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся.
3) материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых работ.
Кроме того, в портфолио включаются и иные документы, характеризующие ребенка с точки зрения его внеурочной и досуговой деятельности. Совокупность этих материалов дает достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление - как в целом, так и по отдельным аспектам, - об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в начальной школе.
6.Технология ведения Портфолио
6.1.Обязательное условие ведения Портфолио — демократический стиль общения учителя и обучающегося. Важно, чтобы откровения ученика помогли учителя вовремя прийти ему на помощь, а ученику — осознать себя значимым субъектом учебной деятельности, видеть свои успехи, не бояться встречающихся трудностей.
6.2.Родители с помощью Портфолио видят движение ребенка в овладении способами учебной деятельности, его внутренние переживания, результаты творческой деятельности. Учителю нужно познакомить родителей с Портфолио, рассказать о целях и задачах его ведения, спросить разрешения на ведение его ребенком.
6.3.Портфолио хранится в классе .
6.4.Страницы, в которых ребенок рассказывает о себе, о своей семье, заполняются после предварительной беседы, классного часа, посвященного этой теме. Страницы, отражающие социальную жизнь, заполняются непосредственно после проведения мероприятия и его обсуждения. Страницы достижений и участия в олимпиадах и конкурсах лучше заполняются в конце четверти, когда на классном часе подводятся итоги работы за четверть. Некоторые страницы (самооценки личности) заполняются 2 раза в год. Ребенок вправе в любое время взять Портфолио, что-либо исправить или дополнить, вложить в папку свои работы. С разрешения детей можно выкладывать Портфолио на родительских собраниях. Показывать Портфолио кому-либо можно только после разрешения ребенка.
6.5. Классный руководитель проводит информационную работу по формированию портфолио с обучающимися и их родителями. Стимулирует детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждает с ними различные способы демонстрации достижений, рекомендует рубрики, дает советы по оформлению, проявляет искренний интерес к помещаемым в портфолио работам, не оставляет без внимания деятельность ребенка по его формированию.
6.6.Заместитель директора по учебно-воспитательной работе начальных классов координирует деятельность учителей по данному направлению работы.
6.7.Педагог-психолог проводит индивидуальную диагностику профессиональной направленности личности обучающихся.
6.8.Заместитель директора школы по воспитательной работе информирует педагогов о мероприятиях, проводимых в муниципальном образовании, субъекте РФ, участие в которых гарантирует пополнение содержания портфолио обучающегося.
7.Оценка достижений обучающихся
7.1. «Портфолио» в начальной школе носит обучающий характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность.
7.2. Отдельные части «Портфолио» объединяются учеником, и ученик по окончании года демонстрирует их в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
7.3. В конце учебного года проводится презентация портфолио (3-4 кл.) Определяются победители и лауреаты в различных номинациях:
7.4. Для индивидуальной оценки обучающегося, динамики его личностного роста, достижений используются «Карты успеха», «Листы наблюдений» (см. приложение), которые ведутся учителем и учеником. Оценка продвижения ученика по траектории развития может выставляться по усмотрению учителя, в результате совместного обсуждения показателя с учеником, групповой и индивидуальной презентации, но с обязательной самооценкой.
Динамичная картина успешности ученика позволит обучающемуся видеть своё продвижение, формировать навык самоконтроля и самооценки; учитель наглядно увидит процесс формирования предметного знания у детей и это позволит обеспечить целенаправленную и своевременную коррекцию.
7.5. Отметка деятельности обучающегося должна быть содержательной для ученика и его родителей. Учитель должен сделать оценку работы ребенка оптимистичной.
7.6. Информация о достигаемых обучающимся образовательных результатах допустима только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу у обучающегося.
7.7.По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, учитель в характеристике выпускника начальной школы делают выводы о:
8.Требования к портфолио.
Содержание Портфолио должно соответствовать структуре портфолио, прописанной в данном Положении.
Приложение
Лист наблюдений
Категории | Рекомендации | 1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. |
٧ сформированности и индивидуального прогресса в развитии таких навыков учения, как:
|
наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях – повседневных, связанных с формированием ориентировочных и исполнительских действий; – инициативной творческой работы; |
||||
٧ сформированности и индивидуального прогресса в развитии социальных навыков:
|
наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях совместной (групповой и парной) работы учащихся | ||||
٧ сформированности и индивидуального прогресса в развитии ряда коммуникативных навыков:
|
наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях – совместного обсуждения; – групповой и индивидуальной презентации; – «авторского собеседования»; – «ученик как инструктор»; – неформального общения в связи и по поводу прочитанного; они дополняются само- взаимооценками учащихся навыков работы в группе |
||||
٧ сформированности и индивидуального прогресса в развитии навыков поисковоей и проектной деятельности:
|
наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях – направляемого учителем мини-исследования – группового мини-исследования – самостоятельного мини-исследования они дополняются самооценкой учащихся |
Лист общеучебных достижений
№ категории | 1кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл |
1.Классная работа выполнялась | ||||
всегда | ||||
регулярно | ||||
редко | ||||
2. Домашние задания выполнялись | ||||
всегда | ||||
регулярно | ||||
редко | ||||
3.Подготовка дополнительной литературы к урокам: |
||||
всегда | ||||
регулярно | ||||
редко | ||||
никогда | ||||
4.Отношение к учебе в целом | ||||
положительное | ||||
безразличное | ||||
негативное | ||||
5.Участие в работе класса на уроках: |
||||
постоянное |
||||
инициативное | ||||
регулярное | ||||
частое | ||||
редкое | ||||
6. Уровень познавательного интереса: |
||||
интерес проявляется часто | ||||
редко | ||||
почти никогда | ||||
7. Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности | ||||
всегда самостоятелен | ||||
нуждается в сопровождении и помощи | ||||
самостоят - ть проявляется редко |
||||
уклоняется от самостоятельности | ||||
8. Глубина усвоения материала: |
||||
воспроизводит с элементами собственного творчества | ||||
воспроизводит знания полностью | ||||
воспроизводит знания частично | ||||
9.Организация учебной деятельности:
|
||||
готов к уроку самостоятельно | ||||
готов к уроку с напоминанием |
||||
не готов к уроку | ||||
10. Оформление работ | ||||
по всем требованиям |
||||
требования частично нарушены | ||||
аккуратно | ||||
грязно | ||||
11. Темп работы: |
||||
опережает темп работы класса с высоким качеством | ||||
опережает темп работы класса с недостаточным качеством | ||||
соответствует темпу урока | ||||
отстает от темпа урока | ||||
12. Понимание смысла учебной деятельности: |
||||
формирует цель учебной деятельности | ||||
формулирует цель с помощью учителя | ||||
не умеет формулировать цель | ||||
13.Умение организовывать и контролировать свою работу на уроке | ||||
всегда | ||||
иногда | ||||
редко | ||||
14. Взаимоотношения с товаришами | ||||
положительное | ||||
безразличное | ||||
негативное | ||||
15.Соблюдение норм и правил поведения: | ||||
отличное | ||||
хорошее | ||||
удовлетворительное | ||||
плохое | ||||
16. Общие учебные навыки усвоены | ||||
на высоко уровне | ||||
на среднем уровне | ||||
на среднем уровне | ||||
ниже среднего |
Участие в общественной жизни класса и школы
№ п\п | Название | Уровень | Результат | Дата | Подпись |
Достижения в системе дополнительного образования
№ п\п | Название |
Сфера учебы |
Учреждение | Результат | Дата | Подпись |
Спортивные достижения
№ п\п | Название | Уровень | Результат | Дата | Подпись |
Творческие работы, рефераты, проекты
№ п\п | Название |
Область знаний |
Кол-во страниц |
Результат | Дата |
|
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА
5 – 9 классов
МАОУ СОШ № 12 ст-цы Михайловской имени И.С. Лазаренко
1.1.Настоящее Положение разработано в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования.
1.2.Положение определяет структуру и примерное содержание Портфолио достижений ученика основной школы.
1.3.Технология Портфолио внедряется с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.
1.4. Портфолио ученика – это комплекс документов (грамоты, дипломы, сертификаты и т.д.) и продуктов различных видов деятельности: как учебной (диагностические работы, оценочные листы, исследовательские, проектные работы, рефераты и т.д.), так и внеурочной (творческие работы, презентации, фотоматериалы), отражающий индивидуальные образовательные достижения и отслеживающий личностный рост ученика, динамику его продвижения в учебной и других видах деятельности. Портфолио также содержит материал из внешних источников (отзывы учителей, родителей, педагогов дополнительного образования и т.д.), дающий дополнительную оценку уровня обученности и развития учащихся на каждом этапе обучения.
1.5. Портфолио на основной ступени образования направлено на развитие первичных навыков самооценки учащихся, привлечение внимания родителей к успехам своих детей и вовлечение их в сотрудничество с ребенком и учителями, способствующее достижению положительных образовательных результатов.
Цель Портфолио:отслеживание и оценивание динамики индивидуального развития и личностного роста обучающегося в широком образовательном контексте; поддержка его образовательной и творческой активности и самостоятельности.
Задачи:
3. Участники работы над Портфолио и распределение обязанностей между ними.
Участниками работы над портфолио являются сами учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и администрация школы. Одним из основных условий составления Портфолио ученика основной школы является установка тесного сотрудничества между всеми участниками и четкое распределение обязанностей между ними.
3.1 Обязанности учащегося:
3.2 Обязанности родителей:
3.3 Обязанности классного руководителя:
3.4 Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования:
3.5 Обязанности педагогов дополнительного образования и других педагогов, осуществляющих воспитательную работу:
3.6 Обязанности администрации:
4. Структура и содержание Портфолио
Портфолио учащегося основной школы состоит из двух составных частей:
1) Зачетная книжка (напр. «Зачетная книжка пятиклассника»), которая по окончании учебного года вкладывается во вторую часть Портфолио.
2) Папка «Портфолио достижений».
Первая часть имеет следующие разделы:
Вторая часть (Папка «Портфолио достижений») имеет следующие разделы:
По желанию ребенка она может начинаться презентацией собственных увлечений и размышлений. Желательно на первую страницу наклеить фотографию, которую ученик выберет сам.
РАЗДЕЛ 1:"Мои достижения в учебной, интеллектуально-познавательной и научно-исследовательской деятельности"
РАЗДЕЛ 2: «Мои достижения в общественной, творческой и спортивной деятельности»
РАЗДЕЛ 3: «Мои грамоты»
Раздел содержит конкретные документы, подтверждающие достижения учащегося в учебной или внеурочной деятельности.
РАЗДЕЛ 4: «Творческая мастерская»
В этом разделе помещаются творческие работы учащиеся: рисунки, стихи, проекты, исследовательские работы. Если выполнена объемная работа (поделка, большой формат бумаги и т.д., большой объем работы), помещается ее фотография или диск с соответствующим материалом. В разделе могут размещаться фотографии, отражающие участие ребенка в различных видах творческой, спортивной, социальной деятельности.
Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, дается информация об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось, результат участия. Для больших работ (например, рисунки, плакаты) ученик может использовать дополнительную папку-накопитель.
РАЗДЕЛ 5: Отзывы о моей учебной и внеурочной деятельности
Отзывы о деятельности ученика (классного руководителя, учителей-предметников, других педагогов, администрации, педагогов дополнительного образования, родителей).
Рецензии на работы учащихся.
Вырезки из СМИ о деятельности учащегося или его творческих работах.
РАЗДЕЛ 6: "Мир моих увлечений"
Раздел содержит информацию об увлечениях ребенка в свободное от уроков время: хобби, занятость в дополнительном образовании, фотографии, отражающие его увлечения и т.д.
5. Оформление Портфолио
5.1. Титульный лист Портфолио
Титульный лист Папки «Мой Портфолио» содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс) и фото ученика.
5.2. При оформлении Портфолио необходимо соблюдать следующие требования:
Располагать материалы в Портфолио в соответствии с принятой в школе структурой, указанной в пункте 4 настоящего Положения.
6.Требования к оформлению.
Содержание Портфолио должно соответствовать структуре портфолио, прописанной в данном Положении.
Приложение
Критерии оценки Портфолио
РАЗДЕЛ 1. "Мои достижения в учебной, интеллектуально-познавательной и научно-исследовательской деятельности"
Показатель | Индикатор | Балл | ||||
Итоговые отметки по предметам базисного плана | Средний балл отметок на период оценивания (за учебный год); или по четвертям с выведением среднего балла для участия в конкурсе «Ученик года»), умноженный на 10 | |||||
Контрольные, диагностические, мониторинговые работы | Средний балл итоговых отметок за контрольные, диагностические, мониторинговые работы, умноженный на 10 | |||||
Участие (при наличии документа об участии) | ||||||
уровень | ||||||
Предметные олимпиады, научно-практические конференции, исследовательские проекты, интеллектуально-познавательные конкурсы, проектная деятельность | школа | город | край | всероссийские | международные | |
10 за 1 | 15 за 1 | 20 за 1 | 30 за 1 | 50 за 1 | ||
Сетификаты участника (указать какие) | 5 баллов за каждый |
РАЗДЕЛ 2. «Мои достижения в общественной, творческой и спортивной деятельности»
Показатель | Индикатор | Балл | ||
Общественная деятельность: Сведения об участии в самоуправлении класса |
Уровень активности и качество выполнения поручений | |||
Высокая активность учащегося с учетом качества выполнения поручений (согласно отзыву педагога) |
Средняя активность с учетом качества выполнения поручений (согласно отзыву педагога) | Низкая активность с учетом качества выполнения поручений (согласно отзыву педагога) | ||
5б В-5 Х-3 Н-1 |
3б В-5 Х-3 Н-1 |
1б В-5 Х-3 Н-1 |
||
Уровень активности участия | ||||
Высокий | Средний, | низкий | ||
Сведения об участии в делах класса и школы (конкурсы, КТД, акции, праздники, и т.д.) |
10б | 6б | 2б |
РАЗДЕЛ 3 «Мои грамоты»
Индикатор | Показатели, уровни | |||
Уровень/место | всероссийский | краевой | городской | гшкольный |
Олимпиады | ||||
Победитель | 25 | 20 | 15 | |
призер | 20 | 15 | 10 | |
Другие направления (творческое, интеллектуальное, спортивное и т.д.), в том числе НПК | ||||
1 место | 10 | 9 | 8 | 7 |
2 место | 9 | 8 | 7 | 6 |
3 место | 8 | 7 | 6 | 5 |
Интернет – проект (личное участие или в составе команды) | ||||
1 место | 10 | 9 | 8 | |
2 место | 9 | 8 | 7 | |
3 место | 8 | 7 | 6 | |
Сетификаты участника |
1 место в школе +5 баллов 2 место в школе+4 балла 3 место в школе+3 балла |
|||
Похвальный лист и похвальная грамота | ||||
Похвальный лист по окончании года | 15 | |||
Похвальная грамота по окончании года | 10 | |||
Грамоты, благодарственные письма за особые заслуги, успехи | ||||
Грамота или благодарственное письмо по окончании года ( активное участие в жизни класса ) | 10 | |||
Грамота или благодарственное письмо по итогам года (активное участие в жизни школы) | 15 | |||
Благодарственное письмо администрации ОУ за особые успехи в какой-либо деятельности | 10 | |||
Благодарственное письмо администрации УО | 15 |
РАЗДЕЛ 4. «Творческая мастерская»
Показатели | Индикаторы | |
Разнообразие представленных работ, отражающих различные направления деятельности учащегося (оценивается в целом) | Уровень мастерства, качества выполненных работ (Оценивается в целом) | |
Представленные работы (или фото c изображением работ) | 0-10б | 5-10б |
Фото, отражающие участие ребенка в различных видах спортивной, творческой, социальной деятельности) | 0-6 |
Раздел 5. Отзывы о моей учебной и внеурочной деятельности.
Показатели | Индикаторы | |||
Высокий уровень оценки | Хороший уровень оценки | Средний уровень оценки | Низкий уровень оценки | |
Отзывы о деятельности ребенка по разным направлениям | 8 | 6 | 4 | 2 |
Рецензии на работы учащихся | 5 | 4 | 3 | 2 |
Вырезки из СМИ о деятельности учащегося или его творчестве | 5 | 4 |
РАЗДЕЛ 6. "Мир моих увлечений
Показатель | Индикатор | Показатель | Индикатор | |
Занятость учащегося в свободное время, увлечения, хобби, интересы), которые направлены на формирование позитивных личностных качеств | Наличие увлечений, их роль в формировании позитивных личностных качеств | Занятость в системе дополнительного образования | Наличие занятости в системе дополнительного образования, результативность (согласно отзывам педагогов дополнительного образования и /или наличие подтверждающих документов) | |
0-6б | 0-10б |